21:41
+23 C°
Пробки:   4 балла
$
59.1409
69.4314

Отличайся – или умри! Позиционирование небольших компаний

8 декабря 2016 года
398
Отличайся – или умри! Позиционирование небольших компаний
Сегодня можно с уверенностью сказать, что наступила эра глобализации. Автомобильные компании укрупняются, банки сливаются в большие объединения. Товары стали похожи друг на друга как близнецы братья. Всего десять лет, назад я мог практически сразу сказать, к какой категории относится электроинструмент по внешнему виду и названию марки. Сейчас, если убрать наклейку и убрать фирменный цвет отличить инструменты очень сложно. Т.е. нужно поработать некоторое время, что бы иметь какое либо мнение о том или другом инструменте. Во весь рост стала проблема выбора. Тут речь идет уже не о том, чтобы купить лучшее, а просто не потратить зря деньги, купив не качественную вещь.

Задача маркетолога состоит в том, чтобы покупатель мог отличить ваш товар от других, и узнать, что он достаточно качественен. Эти действия и называются позиционированием. Наиболее полно об этом сказал выдающийся американский маркетолог Л. Рон Хаббард: «Позиция – это место в чьём-либо разуме или в чьей-либо жизни, куда вы «помещаете» продукт посредством соотнесения его с другими продуктами».

Можно представить «позицию, как размещение на лестнице, которая находится в голове у потребителя. Она может быть короткой – памперсы Проктор энд Гэмбл и все остальные. Может быть довольно длинной - электроинструмент Хилти, Метабо, Хитачи, Бош, Макита, Дэволт и т.д. Этой лестницы может и не быть вообще. Картошка просто красивая и вкусная, все равно где и кто ее растил. Несложно придумать позицию, если у вас какой-то уникальный продукт. Тогда в рекламное сообщение будет звучать примерно так, купи такой-то, продукт и получи выгоду, которую может предоставить только такой уникальный продукт. Хорошо, а если речь идет о чем-то более простом, например, салфетки. Никакие «нано технологии» тут не помогут. Это простой и недорогой товар. А отличаться как-то нужно. Тут придется поломать голову.

Сначала посмотрим случай, когда товар однородный цемент, картошка, бананы и нет лестницы товара в голове у потребителя.

1. Идентификация. В Киеве есть множество цементных заводов, но только один из них стал клеить на свои бетоновозы наклейки с надписью «Бетон от Ковальской», и таким образом отличаться от других. На протяжении многих лет продвигался этот бренд. В результате, он занял место лидера на рынке Киева и Киевской области. Сейчас, когда хотят похвалить говорят: « Бетон не хуже чем у Ковальской». На сегодняшний день наклейки клеят многие заводы. Но бренд уже застолбил номер один на рынке бетона и бетонных изделий.

2. Персонификация. Недавно ездил на оптовый рынок закупать на зиму картошку. Приобрел картошку в мешках с логотипом «Ферма Пасынюк» и напечатанным сайтом этого фермера. Не знаю, кто такой этот Пасынюк, но продавец с гордостью утверждал, что картошка самая вкусная. При одинаковой цене, выбрал картошку, где можно в случае с проблемами написать хотя бы комментарии. В общем, не разочаровался. В следующий раз буду брать такую же картошку.

3. Создание нового продукта или придумывание его. Граждане Таджикистана в Москве продают дыни Амал. У одного из торговцев были дыни Амал в полтора два раза крупнее, видимо, удачная бахча (место, где выращивают дыни или арбузы). И он начал их продавать уже как другой сорт дынь. Название сейчас не воспроизведу. Но вижу, уже третий год подряд он продает эти дыни. Они стоят процентов на 10-15 дороже, чем обычные дыни, и покупатели уже спрашивают именно этот сорт. Вместо того чтобы назвать крупный Амал или большой Амал. Этот торговец создал новый продукт.

4. Смена названия. Этот случай прекрасно описан в книге Джека Траута «Дифференцируйся или умри». Китайский крыжовник в переводе означает гусиная ягода. Звучит не очень аппетитно. После того как его переименовали в киви, его продажи начали стремительно расти.

Давайте отложим позиционирование продукта в сторону и попробуем позиционировать компанию. Если у потребителя есть лестница компаний в голове, то нет проблем. Вы выбираете позицию (противопоставления, второй, но работает вдвое больше и т.п.) и разрабатываем стратегию, дальше не будем даже рассматривать, масса случаев рассмотрена в литературе. Хорошо, а если вы не владелец транснациональной корпорации. Вас вообще видно только в пределах одного города, и продаете вы приблизительно такой же ассортимент, как и остальные небольшие компании. Но позиционировать себя как-то нужно. Иначе потребитель не будет четко отличать вашу компанию, и бизнес будет «велосипедным» (нужно постоянно нажимать на педали иначе не будет двигаться). Компания будете одной из многих. И ваши покупатели, без проблем, уйдут к конкурентам, если предложат условия лучше. Вот тут опять в дело вступают опросы. Вы задаете вопросы своим потребителям, что для них важно. Не расстраивайтесь, если не получается с первого раза. Проработайте с вопросами. После того как вы получите результат, посмотрите сайты конкурентов, что они предлагают. Включено ли в их предложении эти моменты. Если не включены эти моменты, или упомянуты вскользь, то на основании этого можно позиционировать собственную компанию.

Под Екатеринбургом в районом городке было шесть компаний торгующих строительными материалами. Цены и материал приблизительно одинаковые. Один из владельцев решил, как-то дифференцироваться от других компаний. Он долго общался с покупателями на тему, что для них важно при покупке стройматериалов. Но все характеристики были и у фирм, конкурентов (ассортимент, цена, качество). Пока он не услышал (на самом деле об этом говорили не один раз, но как то внимание не заостряли), что хорошо бы можно было загрузиться после 18.00. Он решил, выделится тем, что у него в компании можно будет, загрузится на складе до 22.00, а если и перезвонят то и до 23.00. Да ему пришлось нанять еще одного кладовщика. Один до обеда, другой после. Он потратил деньги на рассылку всем строительным организациям, что его склад работает допоздна. Теперь, когда нужно было завезти материал вечером, вопрос о том, где его приобрести не стоял. Потом другие компании стали также вводить такую же услугу. Но поскольку все привыкли к тому, что вечером едут к тому, кто первый предложил эту услугу, то компании отказались от второго кладовщика. Слишком мало заказов, не окупалась зарплата дополнительного сотрудника. Так и осталась эта компания с вечерней загрузкой.

Еще один важный момент в позиционировании. Если вы определились с позицией, вам нужно ее придерживаться на протяжении многих лет. Не стоит «творчески» перерабатывать рекламу. Можете вносить изменения в дизайн, но главная мысль и позиция должна оставаться неизменной. Творчество в пределах жестко очерченного коридора, иначе вы рискуете опять стать безликой организацией.

Александр Довженко,
«Мастерская по ремонту бизнеса DarCenter»
https://www.facebook.com/darcenterremont/

 

Раздел: Экономика

Новости по теме

Смотреть все
Жизнь как игра или Основы победы в бизнесе и жизни (ч.1)
15 августа 2017 года
1678
Блеск глаз, стремительные движения, брызги шампанского, аплодисменты, восхищенные взгляды, чувство локтя друзей, отчаянье, блестящее решение, кураж и чувство крыльев за спиной... Я надеюсь, что Вам знакомы эти ...
RACE 2017 – будущее партнерского маркетинга в России
28 июля 2017 года
1699
4 и 5 октября в КВЦ «Сокольники» пройдет шестой ежегодный Russian Affiliate Congress 2017. Мероприятие соберет на одной площадке ведущих российских и зарубежных экспертов, трафик-менеджеров, веб-мастеров, ...
Как умирают мечты, или кто разрушает вашу компанию
28 июля 2017 года
2063
Если представить работу в компании в виде футбольного матча, можно заметить, что на поле присутствуют три типа футболистов-сотрудников. «Игроки», «зрители», «жертвы». Как работать руководителю с каждым типом? ...
Что делать когда вас прессуют?
20 июля 2017 года
2170
Бывают разные обстоятельства в жизни, когда на вас начинают давить. Это может быть на работе, в семье, в бизнесе. Дело может дойти даже до того, что к давлению подключатся СМИ. Что нужно и чего не нужно делать ...
Как отбросить сомнения?
12 июля 2017 года
2442
Сомнение – весьма мучительное состояние. Знаете это «может быть да, а может быть – нет?». Тут вся проблематика Достоевского и все терзания Гамлета вместе взятые собираются воедино, чтобы медленным огнём мучить ...

Последние новости

Смотреть все
Владимир Чернобай: Российская экономика растет на «среднеевропейском уровне»
22 августа 2017 года
790
Российская экономика в 2017 году прогнозируемо растет на «среднеевропейском уровне», то есть примерно на 1,4-2% в годовом исчислении. Во-многом, это связано с полной адаптацией всех сфер к новым экономическим условиям, когда при снижении ...
Корпорация «Лидер» завершит два долгостроя в Раменском и Жуковском
22 августа 2017 года
790
В пресс-службе Минстроя Московской области сообщили о том, что между правительством региона и корпорацией «Лидер» заключено соглашение о завершении работ на двух долгостроях в Раменском и Жуковском. Инвестор планирует вложить в данные проекты ...
Минсельхоз получил от правительства страны 1,3 млрд на компенсации ущерба от ЧС‍
22 августа 2017 года
906
Министерство сельского хозяйства России получило от правительства страны 1,3 миллиарда рублей, которые пойдут на ликвидацию ущерба и последствий от чрезвычайных ситуаций. Соответствующее распоряжение подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым и ...
Минтруд: Рост ВВП страны возможен только при увеличении реальной зарплаты
22 августа 2017 года
972
Любовь Ельцова, замглавы Министерства труда и соцзащиты России, пояснила журналистам издательства «Известия» при каких факторах в стране начнет существенно расти ВВП. По мнению чиновницы, это возможно при стабильном увеличении реальной зарплаты, ...
РСХБ стал участником новой льготной программы кредитования МСП
21 августа 2017 года
1065
АО «Россельхозбанк» и Министерство экономического развития РФ подписали соглашение о новом механизме государственной поддержки кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с новой льготной программой кредитования ...
Рейтинг компаний
Следуйте за нами