13:41
+23 C°
Пробки:   5 баллов
$
59.6572
69.4708

Что бьет по книжному бизнесу в России

5 апреля 2017 года
274
Что бьет по книжному бизнесу в России
На выходных в Подмосковье прошел главный слет фантастов в России – РосКон 2017. На его примере весьма отчетливо видно причины проблем книжного рынка. Причем не только отечественной фантастики.

Сказать по правде, книжный бизнес в России переживает не лучшие времена. Возьмите хотя бы международную книжную выставку-ярмарку 2016 в Москве – стендов было чуть ли не в 2 раза меньше, чем в 2014. Посмотрите на тиражи даже известных авторов – 15 000 экземпляров уже считается удачно проданной книгой! А ведь еще 10 лет назад тиражом в 30 000 экземпляров никто бы и не подумал хвастаться.

И, если мы говорим о бизнесе, вы наверняка уже посчитали, что при цене книги в магазине в 350-400 рублей (а отпускная цена на 40% ниже), на таких тиражах особо не заработаешь.

Конечно, можно найти обычные проблемы в этом бизнесе, которые встречаются в любой другой сфере. Где-то хромает наем персонала, где-то его подготовка, где-то редакторы и типографии дают маху. Но есть одна область бизнеса, которая напрочь отсутствует в отечественном издательском деле. Точнее она вроде бы есть, но работает ужасно.

Это маркетинг, продажи и работа с постоянными клиентами.

Когда вы последний раз участвовали в опросе по книгам? А ведь это первая часть маркетинга! Сначала проводятся опросы, потому уже делается все остальное. Посмотрите, что издают издательства и как они это делают – в основном издают то, что «уже покупают». Получается, что новичкам в этом деле не место – их же не покупают.

Тут стоит отметить, что маркетолог или продавец, который может продать только то, что уже продается – это не маркетолог и не продавец. В первую очередь потому, что если он идет в фарватере трендов, то он не знает что продается! Он думает, что продается писатель, или серия, или жанр. Но так ли это? Возможно, для читателя решающим фактором при покупке книги стала обложка, или большое количество боевых сцен, или постельные сцены, или внутренний мир героя.

Функция маркетинга, как ее довольно точно описал классик менеджмента Л. Рон Хаббард «формирование идеи конкретного продукта, его упаковка и передача в руки публики. Это означает подготовить продукт, доставить на рынок, и разместить его там таким образом, чтобы добиться максимально возможного сбыта и максимального отклика».


То есть в идеале это должно выглядеть так – редактор приносит книгу маркетологу, и говорит «Это отличная книга! Мы ее берем». Маркетолог просматривает книгу, берет результаты опросов по этому жанру (например, боевая фантастика), видит, что боевую фантастику любят (к примеру) за хорошие драки, описание оружие, присутствие женщин, которых добивается главный герой. Тогда этот маркетолог отправляет дизайнеру задание, в котором указывает, что главный герой описан на такой-то странице, действие происходит в будущем, на обложке должен быть главный герой с крутым оружием, на фоне должна быть девушка, которую он защищает и все это должно быть довольно ярко.

Он одобряет финальный макет, определяет по результатам других опросов и исследований идеальное время для презентации книги фанатам боевой фантастики, лучший магазин для этого (или выставку), организует мероприятие, подключает отдел PR, который приводит туда соответствующих журналистов. После этого он договаривается с магазинами о соответствующей выкладке этого товара, организует тур по основным городам страны для автора, и вуоля – издательство продает хороший тираж.

Но происходит все совсем иначе. Есть некоторый карго-культ в издательствах, где известных писателей возят на выставки и презентации, на обложки лепят оружие и девушек (порой полуобнаженных), и выжимают из авторов продолжение тех циклов книг, которые продавались раньше. Почему карго-культ? Потому что нет опросов и понимания ситуации. Это делается просто потому что «надо» и делается довольно топорно.

Почему РосКон был показательным? Потому что на нем не было вручено ни одной стоящей награды за дебют. Если же посмотреть тиражи книг, которые получили награды, то становится очень грустно – 7000 экземпляров по сегодняшним меркам – это хороший тираж. И авторы, которые еще 7 лет назад ходили с гордым видом и уверенность в глазах, сегодня сникли, и либо стали много пить, либо активно ищут способы заработать.

В защиту маркетологов крупных издательств можно сказать две вещи. Первая – их порой очень мало, а издают разных книг очень много. И получается, что одному маркетологу нужно вести по 30-40 книг одновременно. Делать это качественно невозможно в силу таких естественных причин, как время в сутках. По этому, даже самые профессиональные из знакомых мне маркетологов российского книжного бизнеса успевают хорошо проработать лишь небольшой объем авторов, которые, как правило, являются топовыми. Тут нужно пересматривать строение данных отделов в принципе и делать довольно жесткую сегментацию: этот маркетолог занимается новичками, этот средними авторами, эти 3 маркетолога занимаются вот этими 10 топовыми авторами и только ими. А руководитель отдела проводит общий надзор и коррекцию.

Опять же – почему бы не издавать меньше шлака, но сосредоточить усилия на увеличении продаж стоящих книг? Это же выгоднее.

Второй момент – это точка зрения авторов, что они творцы и больше они ничего делать не должны. Это наследие советских времен, и это одна из негативных частей этого наследия. Когда писатель сидел на окладе + премия за напечатанную книгу, в условиях плановой экономики, ему нужно было только писать книги и уметь договариваться с Союзом Писателей. Но в последние 25 лет ситуация сильно изменилась. Союз писателей больше не платит оклады, экономика теперь не плановая, а капиталистическая и чтобы деньги появлялись, их нужно заработать. Так вот, автор должен принимать в этом хотя бы минимальное участие – общаться с аудиторией, уметь быть с ней в контакте и продвигать себя.

И в этом плане приятно видеть, что появляется поколение новых авторов. Это молодые ребята, жадные до знаний и с огоньком в глазах. Приезжая на слет фантастов, они не ждут банкета, чтобы на нем выпить, а ищут новые контакты, записывают видео интервью и решают вопросы издания своих книг и их продвижения. Их социальные сети наполнены жизнью и сообщениями. Пусть не всегда идеально выверенными, но зато живыми и постоянными, что для рядового читателя порой даже важнее.

Но им тяжело, потому что в издательствах все еще сидят маркетологи, которые хотят продавать старых уже не продающихся авторов, которые не умеют и не хотят проводить массовые опросы, не используют правильные «кнопки» в обложках и названиях, и не умеют выстраивать рекламные кампании.

Интересно, но в такой же ситуации были американские писатели 30-х годов ХХ века. Надо было либо очень много писать и очень активно работать с аудиторией (это все при условии хороших текстов), либо шансов заниматься этим профессионально не было вообще. Роберт Хайнлайн, Рей Брэдбери, Роджер Желязны, Айзек Азимов – все они писали тонны страниц текстов! В противном случае они не смогли бы выжить в принципе.

Тот же Рон Хаббард, был очень показательным примером из этой плеяды авторов. Первоначальная известность пришла к нему благодаря очень живым и ярким рассказам в жанрах фентези, мистики, детектива и вестерна, которые он писал по несколько штук в месяц. Позже к этому добавилась крупная форма и фантастика. Так вот, в статье «Фабрика рукописей» Хаббард говорит о том, что писатель должен не только писать книги, но быть для самого себя еще и рекламным отделом, осуществлять связи с общественностью, контроль качества и решать вопросы сбыта своей продукции. И только в этом случае у него есть шанс хоть куда-то пробиться.

В русской литературе сегодня все очень похоже – нужно очень активно общаться с аудиторией, создавая ее для себя самостоятельно. В идеале, научиться монетизировать данный процесс самому (через разные сервисы в интернете), и тогда уже идти в издательство со своей книгой. Но, опять же – попав в издательство, работать над продвижением и рекламой нужно будет не меньше, так как, к сожалению, сегодня с продажей книг вам в издательстве особо не помогут.

Будем надеяться, что скоро что-то поменяется, и издательства смогут не только публиковать достойные книги, но и обеспечивать нормальный заработок стоящим писателям. В принципе не так уж и много для этого нужно.

Артём Кузнецов

 

Раздел: Экономика

Новости по теме

Смотреть все
Фанаты Apple разочарованы?
24 июля 2017 года
592
В популярной социальной сети «Reddit» несколько дней назад разгорелась дискуссия на тему недовольства пользователей Apple своими гаджетами. Комментариев набралось много, и длинный список СМИ решил заявить о ...
С Россиян могут списать триллион рублей долгов
21 июля 2017 года
1005
По оценке «Известий», сделанной на основании отчета Федеральной службы судебных приставов, в 2017 году с россиян могут списать до триллиона рублей безнадежных долгов. Это значит, что число банкротов увеличится ...
Что делать когда вас прессуют?
20 июля 2017 года
1619
Бывают разные обстоятельства в жизни, когда на вас начинают давить. Это может быть на работе, в семье, в бизнесе. Дело может дойти даже до того, что к давлению подключатся СМИ. Что нужно и чего не нужно делать ...
Как правильно использовать секс в рекламе и PR
10 июля 2017 года
1677
Любой человек, который связан с маркетингом или PR, слышал что секс – это кнопка, которая помогает продавать. Но мало кто знает, что неправильное понимание и использование этого тезиса может привести к ...
Как потерять миллион из-за лени и женской груди
5 июля 2017 года
2784
В прошлом году я слышал довольно много разговоров про кризис, но чем больше я смотрел на окружающий меня бизнес, тем больше вспоминал фразу профессора Преображенского – «Разруха не в клозетах – она в головах». ...

Последние новости

Смотреть все
Россия намерена отказаться от добычи анчоусов
25 июля 2017 года
244
Россия постепенно отказывается от добычи анчоусов. Данный промысел признан затратным и нецелесообразным. Информацию предоставила пресс-служба Росрыболовства. Анчоусы добываются в водах Тихого океана, около Африки и на Дальнем Востоке. Рыба ...
Банки РФ внедрят селфи-идентификацию клиентов
25 июля 2017 года
283
Банки России намерены внедрить селфи-идентификацию клиентов. Новый проект разрабатывает банк «Ак Барс», Ситибанк, Бинбанк, Банк России, СМП-банк, ВТБ24, Сбербанк. Новый проект позволит идентифицировать клиентов удаленно во время проведения любых ...
В Подмосковье соберут хороший урожай капусты
25 июля 2017 года
239
В Подмосковье соберут хороший урожай капусты. Несмотря на холодное лето, фермерам удалось сохранить прошлогодние объемы. Информацию предоставил Никита Чаплин, зампред Мособлдумы. «В этом году выдалось плохое лето – осадки обильные, а солнца ...
Фанаты Apple разочарованы?
24 июля 2017 года
592
В популярной социальной сети «Reddit» несколько дней назад разгорелась дискуссия на тему недовольства пользователей Apple своими гаджетами. Комментариев набралось много, и длинный список СМИ решил заявить о том, что пользователи разочарованы. ...
Россия снизила импорт пальмового масла
24 июля 2017 года
506
Россия снизила импорт пальмового масла и увеличила объемы ввоза кокосового. Информация предоставлена экспертами Росстата. Согласно статистическим данным, с начала года в Россию ввезено 39,9 тыс. тонн подсолнечного масла (+15,3%), 6,5 тыс. тонн ...
Рейтинг компаний
Следуйте за нами