15:47
Пробки:   1
$
91.1604
98.9366
Национальный комитет общественного контроля установил необоснованную дискриминацию прав и свобод работников профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений по сравнению с аналогичными работниками образовательных организаций России
Национальный комитет обществ...
Подписка на рассылку

Национальный комитет общественного контроля установил необоснованную дискриминацию прав и свобод работников профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений по сравнению с аналогичными работниками образовательных организаций России

6 марта 2018
3061
9 мин.
1
Национальный комитет общественного контроля установил необоснованную дискриминацию прав и свобод работников профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений по сравнению с аналогичными работниками образовательных организаций России
Экспертный совет комитета получил обращение профессоров и докторов наук по вопросу дискриминации прав и свобод работников профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений по сравнению с работниками иных образовательных учреждений, подведомственных федеральным государственным органам

(Обусловленной противоречием Приказа Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2016 № 175 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу)

В результате проведенного экспертного исследования установлено следующее.


Общее (краткое) содержание проблемы:

Разделом III Перечня, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2016 № 175, должности профессорско-преподавательского состава, замещаемые работниками на основании трудовых договоров, отнесены к должностям, при замещении которых возникают коррупционные риски и в отношении которых устанавливаются усиленные меры антикоррупционного контроля, предусмотренные в том числе: Федеральным законом «О противодействии коррупции», Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309, Постановлении Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 568.

Из системно-правового анализа Федерального закона «О противодействии коррупции», Трудового кодекса Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309, от 18 мая 2009 г. № 557, Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 568, приказов Министра обороны Российской Федерации от 28.02.2015 № 119, от 4 апреля 2016 г. № 175,следует, что ограничения, запреты и обязанности, установленные Указом Президента Российской Федерации № 309 и Постановлением Правительства Российской Федерации № 568, распространены на работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава в военно-учебных заведениях, не законами, не указами Президента Российской Федерации и не постановлениями Правительства Российской Федерации, а распространены непосредственно Приказом Министра обороны Российской Федерации № 175 посредством включения должностей профессорско-преподавательского состава в установленный им перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.

При этом, по буквальному смыслу Указа Президента Российской Федерации от № 309 утверждаемые федеральными государственными органами перечни должностей должны соответствовать критериям, установленным Разделом III Перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 557.

Анализ нормативных правовых актов, изданных федеральными государственными органами во исполнение названных указов Президента Российской Федерации, показывает, что должности профессорско-преподавательского состава, замещаемые работниками, подавляющим большинством федеральных государственных органов, в том числе Правительством Российской Федерации, не включены в перечни должностей, при замещении которых на работников распространяются антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности, в том числе обязанность по представлению Сведений о доходах1.

В связи с изложенным включение Приказом Министра обороны Российской Федерации № 175 должностей профессорско-преподавательского состава в перечень работников, на которых распространяются дополнительные ограничения, запреты и обязанности, вступает в противоречие с действительным смыслом Указов Президента Российской Федерации № 309 и № 557, примеры правильного толкования и применения которых Правительством Российской Федерации, Минтрудом России и иными федеральными государственными органами представлены в изданных ими нормативных правовых актах.

Данная ситуация свидетельствует о нарушении закрепленных в статье 7 Закона о противодействии коррупции принципов единства государственной политики в области противодействия коррупции, единства антикоррупционных стандартов, унификации ограничений, запретов и обязанностей (антикоррупционных стандартов).

Распространение на работников, замещающих в военно-учебных заведениях должности профессорско-преподавательского состава, названных антикоррупционных мер представляется неэффективным и нецелесообразным, поскольку без достижения какой-либо государственно значимой цели это влечет возникновение необоснованных организационных и материальных издержек как для самих работников, так и для органов военного управления; необходимости неоднократного представления Сведений о доходах преподавателями-совместителями, являющимися государственными служащими; ограничение трудовых прав и свобод указанных работников; снижение привлекательности работы в военно-учебных заведениях на должностях профессорско-преподавательского состава, в том числе для лиц, имеющих ценный профессиональный опыт практической работы.

Это порождает необоснованную дискриминацию прав и свобод работников профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений по сравнению с аналогичными работниками образовательных организаций, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти (в том числе подведомственных Правительству Российской Федерации, Управлению делами Президента Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации и др.).

Применительно к работникам военно-учебных заведений, замещающих по совместительству должности профессорско-преподавательского состава, имеющих статус адвокатов, установление рассматриваемых дополнительных ограничений вступает в противоречие с законодательством об адвокатуре, которым установлены специальные обязанности и дополнительные гарантии адвокатам.

По рассматриваемой проблеме в наш адрес поступают многочисленные обращения граждан – работников военно-учебных заведений, в которых ставится вопрос о нарушении сложившимся положением дел принципа социального равенства и социальной справедливости, принципа единства государственной политики в области противодействия коррупции.

Наличие в Перечне, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации № 175, отдельных недостатков, а также необходимость его уточнения, подтверждаются динамикой внесения в него изменений.

Так, из Раздела III этого Перечня Приказами Министра обороны Российской Федерации от 07.06.2017 N 369 и от 30.12.2017 N 836 были исключены следующие должности: ведущий бухгалтер (экономист); ведущий юрисконсульт; экономист; бухгалтер; инспектор по охране труда и технике безопасности; юрисконсульт.

Представляется очевидным вывод о том, что замещение таких должностей как ведущий бухгалтер (экономист), ведущий юрисконсульт, экономист, бухгалтер, заведомо связано с возникновением более высоких коррупционных рисков, нежели замещение должностей профессорско-преподавательского состава по трудовому договору.

Также применительно к вопросу о необходимости обеспечения объективной оценки коррупционных рисков по различным должностям следует также обратить внимание на то, что Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2017 N 836 из рассматриваемого Перечня (пункт 2.1 Раздела I) были исключены следующие воинские должности, учрежденные в полевых учреждениях Банка России: начальник отдела; заместитель начальника отдела; начальник отделения; заместитель начальника отделения (то есть, должности, замещение которых гражданами также связано с возникновением заведомо несравнимо больших коррупционных рисков, чем замещение должностей профессорско-преподавательского состава).

На основании вышеизложенного в целях приведения нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации в соответствие статье 7 Закона о противодействии коррупции, Указам Президента Российской Федерации № 309 и № 557, а также в целях устранения дискриминации прав и свобод работников профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений по сравнению с аналогичными работниками образовательных организаций, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти, предлагаем рассмотреть вопрос об исключении из Раздела III Перечня, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2016 № 175, должностей профессорско-преподавательского состава (заведующий кафедрой, профессор, доцент кафедры, старший преподаватель, преподаватель).

Порядок проведения указанных проверок установлен: Законом о противодействии коррупции; Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; Указами Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 309, от 02.04.2013 N 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; от 21.09.2009 N 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»; Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.06.2013 N 484 «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, и соблюдения работниками требований к служебному поведению».

Установленный в указанных нормативных правовых актах порядок проведения таких проверок (в том числе направление запросов в государственные органы и организации, опросы работников, изучение дополнительных материалов и т.п.), создает для адвокатов неустранимые препятствия к сохранению адвокатской тайны.

Пресс-служба МОО «Национальный комитет общественного контроля»

1 См.: Справочные сведения приведены в Приложении к настоящему Обращению.
Раздел:

Общественная редакция в Москве

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8112885133
Умерли за год
14426371
Родились за год
35491426