09:32
Пробки:   1
$
91.1604
98.9366
Московские парковки как фискальный инструмент
Московские парковки как фиск...
Подписка на рассылку

Московские парковки как фискальный инструмент

2 ноября 2017
7333
6 мин.
2
Московские парковки как фискальный инструмент
Авторская колонка Михаила Якимова, доктора технических наук, директора Института транспортного планирования Российской академии транспорта, о результатах введения платных парковок в Москве.

Недавно в СМИ появилась информация, что Правительство Москвы заложило в бюджет на ближайшие 3 года 21 млрд рублей на создание единого парковочного пространства. Добавим к этому 16 млрд, которые уже были потрачены на введение системы платных парковок в городе за последние годы.

Однако прежде, чем тратить такие средства, может стоить задать себе самые простые вопросы: был ли как отрефлексирован опыт введения платных парковок в существующем формате? По каким параметрам оценивается результат за 5 лет, прошедших с момента введения?

Парковочная политика города - это лишь один из инструментов решения более глобальных задач. Глобальная задача – это повышение качества жизни, а в части удовлетворения основных экзистенциональных потребностей, к которым относятся и транспортные потребности, это снижение среднего времени реализации транспортных корреспонденций.

Необходимо так организовать территорию общего пользования и транспортную инфраструктуру, чтобы она, во-первых, работала, а, во-вторых, каждому гражданину обеспечивала минимальное время для реализации необходимых ему поездок, независимо от того, какой системой транспорта он пользуется.

И сейчас мы наблюдаем в Москве странную ситуацию, когда многие люди говорят: «Мы не ездим в центр на автомобилях, потому что там негде их припарковать». И заметьте, речь не идет о деньгах, как это было год или два назад, речь идет о том, что припарковаться негде и за деньги. Причем не важно в зоне платных парковок, либо на придомовой территории. Все парковочные территории всегда заняты. Достаточно попробовать встать в районе Тверской улицы, прилегающие к которой переулки постоянно заняты. То есть платные парковки так же заняты в течение дня, как и раньше. Получается, что по истечению четырех лет мы вернулись на те же показатели использования объемов парковочного пространства, что и до внедрения платных парковок. А это значит, что парковочная политика превратилась в обычный фискальный инструмент сбора денег и уже никак не решает задачи повышения качества функционирования транспортной системы города.

Автомобиль, стоявший 8 часов на одном месте у офиса владельца, в это время не нужен никому, даже самому владельцу, и уж точно в этом случае неэффективно используется парковочное пространство. Тот участок улично-дорожной сети или территории общего пользования, по которому за сутки могли проехать тысячи автомобилей и пройти столько же пешеходов, 8 часов используется под стоянку чьей-то собственности.

Люди уже давно изобрели универсальный инструмент регулирования – деньги, ведь даже не важно, куда идут эти сборы. Таким же регулятором является светофор. Он ничего не монетизирует, просто регулирует взаимоотношения между людьми.

И здесь, в сфере парковочной политики, городская власть должна установить такой тариф, который урегулирует использование территории общего пользования. Тариф должен быть такой, чтобы приблизительно 80% парковочных мест в пределах улично-дорожной сети было всегда заполнено. Если заполнено меньше 80 % парковочных мест, то это означает, что плата является очень высокой. Парковочные места не пользуются спросом, в связи с этим разумно рассмотреть возможность перевода этих парковочных мест, например, в дополнительные полосы для движения транспортных средств велосипедов или пешеходов. Если занято больше 90% парковочных мест, например, 95%, то это значит, что регулятор вообще не работает. Люди не могут найти парковочное место, а те, которые его нашли, используют его не на час-полтора для реализации своих краткосрочных целей визита, а на полный рабочий день, и наша территория общего пользования опять же работает неэффективно. Так должна работать система регулирования доступа на парковочные пространства города. А что происходить сейчас в Москве?

Парковочная политика превратилась из инструмента регулятора в области организации дорожного движения, транспортного планирования, эффективности использования транспортной системы в обычный фискальный инструмент. Мы вернулись на показатели, соответствующие четырехлетней давности по эффективности использования, по занятости этих парковочных мест. Платные парковки проявляются как в системе улично-дорожной сети, так и за пределами красных линий территорий общего пользования. Их не стало меньше, и они постоянно заняты. Свидетельствует ли это о том, что в центр города стало приезжать меньше машин, чем до введения платных парковок? Очевидно – нет. Тогда какую задачу решает существующая парковочная политика города Москвы? Ответ очевиден – никакую. Нет цели, нет политики, нет плана.

К этому, я считаю, привели несколько необдуманных шагов. Это, например, продажа абонементов, когда люди за деньги могут приобрести себе право парковаться в пределах одной или нескольких зон бесплатно в течение одного года. Мне кажется, продажа абонементов – это продажа какой-то индульгенции на то, чтобы владелец припарковал свой автомобиль и его не наказали. В этом случае владелец абонемента, имея много денег, может неэффективно использовать территорию общего пользования, и он будет вправе это делать. Но тогда вновь рушится вся идея равного и справедливого распределения благ. Мы хотели эффективно использовать территорию общего пользования, придумали регулятор, но тут появились богатые люди, которые купи себе индульгенцию. И их теперь не наказывают за то, что они неэффективно используют территорию общего пользования. Можно, конечно, распространить эту практику, в том числе и на светофоры, то есть наиболее богатым гражданам продавать специальные брелоки для светофоров, которые, подъезжая к светофору, могли бы его переключать. Например, он заплатил в казну 500 тыс рублей за год, это дает ему право переключать светофор и ехать на приоритетный зеленый сигнал. А все остальные, кто не заплатил, будут ждать. Это является принципиально другим подходом, изменяющим основополагающий принцип организации дорожного движения – «равенство ценности времени всех участников дорожного движения».

Я боюсь, что количество этих абонементов, к которым можно еще прибавить количество резидентных разрешений, и количество собираемых денег никто и никак не контролирует, а это значит, что проданных разрешений на парковку в пределах зон платной парковки, может быть выдано больше, чем самих этих мест. И это значит, что инструмент из регулятора превратился в обычный фискальный инструмент, и ситуация с эффективностью использования транспортной системы никак не изменилась, просто в карманах автомобилиста стало на определённую сумму меньше денег.

Кроме того, вызывает вопросы и сама сумма — 21 млрд рублей. Обычно расходы на внедрение подобных систем платной парковки велики на начальном этапе, а потом постепенно сокращаются. У нас же «аппетит приходит во время еды» и планируемые расходы превышают те суммы, которые уже были потрачены на создание системы с нуля. Так и бывает, когда средства есть, но нет конечной цели. Желать «приятного аппетита» не буду.

Персоны1 и Компании1 в новости

Доктор технических наук, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта
1 место
Раздел:

Общественная редакция в Москве

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8112823258
Умерли за год
14383996
Родились за год
35387176