07:46
+8 C°
Пробки:   0
$
76.9808
92.2307

Новые формы взаимоотношении государства и бизнеса в области контрольно-надзорной деятельности

18 февраля 2019
2790
7 мин.
1
Новые формы взаимоотношении государства и бизнеса в области контрольно-надзорной деятельности
В настоящее время идет активное обсуждение в средствах массовой информации заявления Председателя Правительства о проведения «регуляторной гильотины», как инструмента для осуществления экономического рывка. На страницах центральных периодических изданий многими известными экономистами и бизнесменами высказываются сомнения в реальном проведении процедуры снижения контрольно надзорных функций государства, особенно в деятельности транспорта.

Зачастую, данные сомнения основаны на коррупционной составляющей организации проверочного процесса, сформированной еще со времен Советского Союза. Так же предшествующие попытки на площадке открытого правительства не увенчались успехом в связи со сложностью предметов регулирования транспортной отрасли. Однако данный процесс запущен государством и на наш взгляд имеет все предпосылки для создания формулы для диалога с бизнесом на условиях взаимного доверия в столь не простой сфере как безопасность на транспорте, - считает Лещов Геннадий Юрьевич, кандидат экономических наук, главный эксперт Национального комитета общественного контроля России, директор научно-исследовательского центра экспертиз на транспорте, ФГБОУ ВО Российский университет транспорта (МИИТ).

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В. Ф. Басаргиным проведены установочные совещания с членами общественного совета и рабочих групп Ространснадзора по выявлению устаревших, избыточных, дублирующих обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору)в сфере железнодорожного транспорта. В резолютивной части совещаний принято решение об организации процедуры пересмотра значительной части нормативно – правовых документов, регламентирующих взаимоотношения контрольно-надзорных органов и бизнеса, осуществляющего деятельность на объектах транспортного комплекса государства. Высказанные пожелания о смысловой нагрузке предстоящей работы нашли понимание и поддержку среди ученых Российского университета транспорта (МИИТ). Действительно, значительная часть документов требует актуализации в современную парадигму цифровой экономики и адаптации к добровольной декларации соответствия требованиям безопасности оказываемых услуг всеми участниками перевозочного процесса.

Председатель Правления Национального комитета общественного контроля России Мансур Юсупов поясняет: «Данная работа должна повысить степень доверия между бизнесом и государством, реализующим свои императивные функции через структурные подразделения Службы, так же создание исчерпывающего перечня обязательных требований понятных всем участвующим сторонам, даст благодатную почву для исключения коррупционных проявлений в ходе практической деятельности».

Очевидно, что решение проблем обеспечения безопасности на транспорте невозможно без четкого и однозначного определения направлений, форм и методов деятельности в указанной сфере, что, в свою очередь, представляется задачей заведомо бесперспективной без уяснения понятия, сущности и содержания данной правовой категории, определения ее места в системе национальной безопасности.

Правовой основой деятельности системы являются положения Федерального Закона от 23 июня 2016 года № 182 – ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Рассматриваемая концепция диалога бизнеса и контрольно-надзорных органов с применением современных цифровых технологий - это позитивный вектор формирования отношений основанных на взаимном доверии и ответственности в обеспечении безопасности на транспорте. Предлагаемая формула обеспечения безопасности, на наш взгляд требует включения еще одного ключевого игрока на рынке современного перевозочного процесса - страховых компаний. С точки зрения обеспечения взаимных гарантий, в том числе и материальных при возмещении вреда в случаях транспортных происшествий, страхование объектов перевозочного процесса позволит решить основной, взаимно урегулированный вопрос профилактики правонарушений, который в данном контексте должен быть решен хозяйствующими субъектами без привлечения государственных контролирующих органов. Система страхования всех объектов перевозочного процесса, как участников деятельности связанной с источниками повышенной опасности, позволит значительно снизить выпуск в обращение неисправных транспортных средств и эксплуатацию инфраструктуры не отвечающую нормативным требованиям. Проведение данной реформы взаимоотношений государства и бизнеса позволит, контрольно надзорным органам направить основные усилия на устранение причин и условий совершения транспортных происшествий в результате не добросовестного оказания услуг.

Учитывая, что в современном перевозочном процессе имеются участники, охваченные обязательным страхованием пассажиров гражданской ответственностью перевозчика, так же присутствуют субъекты добровольного страхования транспортных средств, подвижного состава, судов, грузов и объектов инфраструктуры, фактически при совершении любого транспортного происшествия, будут так или иначе вовлечены страховые компании. На основании обоснованного мнения следственных органов, необходим единый алгоритм действий при формировании материалов проверки причин и условий транспортного происшествия, а также проведения экспертной оценки ущерба проведенной в соответствии с требованиями ФЗ-135 (об оценочной деятельности). По логике процедуры возмещения вреда виновной стороной, инициатором проведения экспертного исследования должна выступать страховая компания, что позволит в рамках служебного расследования получить достоверные данные о квалифицирующем признаке состава преступления и неопровержимые доказательства при споре хозяйствующих субъектов. Применение единого подхода при расследовании транспортных происшествий, в частности первичного осмотра и оценки материального ущерба с применением цифровых технологий позволит в значительной мере снизить затраты государства и бизнеса на определение причин и условий совершения противоправных деяний и справедливого наказания.

В ходе решения вопросов по выработке единого подхода при расследовании транспортных происшествий, определения причин и условий совершения правонарушения, оценке экономического ущерба, возможна подготовка концепции системы управления безопасностью на транспорте, которая может позволить своевременно определять потенциальные угрозы и формировать комплекс мер по снижению рисков. В основе работы системы должны быть сформированы институты, деятельность которых учитывает направления – предупредительно профилактического характера, научно исследовательские методы, контрольно ревизионные мероприятия, деятельность экспертов при расследовании транспортных событий, оценка рисков и ущерба нанесенного участникам перевозочного процесса.

«Для создания эффективной модели системы управления безопасностью движения и эксплуатации транспорта необходимо определить критерии оценки рисков, степени потенциальных угроз и объект применения императивных мер, государственными контрольно надзорными органами, в целях исключения общественно опасных последствий»
- считает заместитель председателя Правления Национального комитета общественного контроля России Вера Дегтярева.

Геннадий Лещев: «Понимая, что большая часть рисков безопасности движения на транспорте имеют экономические корни, при формировании концепции оценки рисков обосновано применять методы принятые в экономической теории – статистический, экспертный и аналитический методы. В целях формирования массива статистических данных для построения графиков потенциальных угроз и оценки рисков целесообразно определить источники поступления информации, объем и перечень данных представляемых в Министерство транспорта для обработки, анализа и формирования экспертных заключений. На основании полученных статистических данных и их обработки, оценки потенциальных угроз и рисков возможно проведение анализа на уровне координационного органа, что позволит формировать государственную политику в области безопасности движения и эксплуатации транспорта на основе научно обоснованных данных. Предупредительно профилактическая деятельность контрольно надзорных органов сможет быть направлена именно в зону критических значений рисков».

Персоны 1 в новости

Председатель Правления МОО «Национальный комитет общественного контроля», председатель РОО « Московский антикоррупционный комитет»
1 место
Раздел:

Обсуждение

Рейтинг компаний

Общественная редакция в Москве

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию