Рабочая группа по проблемам в сфере негосударственного обеспечения безопасности предпринимательской деятельности от оружия массового применения и угроз экологического характера Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности, Экспертный Совет Национального комитета общественного контроля России ведут аналитическую работу по оценке состояния биологической безопасности в Российской Федерации в условиях пандемии от коронавирусного заражения населения и территории.
Что мы имеем? Основным системообразующим и стержневым законодательным актом Российской Федерации (РФ) по обеспечению биологической безопасности населения и территории в военное и мирное время является Закон РФ от 05. 03. 1992 г. №2446-1 «О безопасности», получившего дальнейшее развитие в Законах «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№68-ФЗ от 21. 12. 1994 г.), «О гражданской обороне» (№28-ФЗ от 12. 02.1998 г.), Постановлении Правительства РФ от 04. 09. 2003 г. «О подготовке населения в области защиты о чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и других руководящих документах министерств, ведомств, органов государственной власти, самоуправления, организаций и предприятий. Разработанные и действующие законы и документы по биологической безопасности в РФ в полном объёме определяют организационно - правовые нормы, отношения государства и населения, принципы, цели, задачи, контроль и надзор, финансирование, материально- техническое обеспечение и ответственность при реализации их на территории РФ и защите населения. Можно с уверенностью констатировать, что законодательная и нормативно – правовая база РФ по биологической безопасности является одной из лучшей в мировой практике по её применению. Неблагополучная обстановка биологической безопасности в РФ и за рубежом в начале 20-тых годов вызвала необходимость, под руководством Совета безопасности РФ, разработки долгосрочного фундаментального, программного документа и на его основе Законов и соответствующих Федеральных целевых программ по обеспечению биологической безопасности населения и территории РФ. Члены Рабочей группы принимали непосредственное участие в создании вышеуказанных документов и в настоящее время работают по их реализации.
В декабре 2003 года Совет безопасности РФ рассмотрел и принял «Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (Основы)», которые утвердил своим Указом Президент РФ от 04. 12. 2003 года №Пр-2194., а затем они пересмотрены в соответствии со сложившейся реальной внешней и внутренней обстановкой и утверждены Президентом РФ в 2013г. (Указ Президента РФ от 01.12.2013 г. № Пр. – 2573 до 2020 г.) и в 2019г. (Указ Президента РФ от 11.03.2019 г. № Пр.-97 до 2025 г.). На основании Указов для их реализации были приняты Федеральные целевые программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (ФЦП)», а в настоящее время разрабатывается «Закон о биологической безопасности» (срок 2020год). Таким образом, на основании вышеизложенных руководящих документов по биологической безопасности при их выполнении и реализации государство и население РФ готово в мирное и военное время успешно и эффективно противостоять внешним и внутренним биологическим угрозам. Поэтому за прошедшие 15 лет задачи первого периода должны быть выполнены. Однако объективные внешние и внутренние предпосылки и факторы, которые существовали ещё с начала 20-тых годов, не позволяют утверждать о готовности к биологической защите населения и территории РФ. Свидетельством этого в настоящее время может быть биологическая обстановка и защита населения от коронавирусной эпидемии на территории РФ.
Для оценки сложившейся обстановки биологической опасности можно утверждать о наличии:
1. Внешних угроз биологической безопасности:
- рост научно-технических предпосылок к разработке, производству и использованию иностранными государствами биологически опасных агентов, продукции двойного назначения и оружия нового поколения, не подпадающих под запрет и контроль в рамках международных соглашений РФ (референские лаборатории США);
- опасность проведения биологических террористических актов и очаговых инфекционных заболеваний населения, скота, птицы и сельскохозяйственных культур;
- проведение медико-фармацептической агрессии медицинской мафией, ставшая политико-экономической структурой, в основе которой является контроль производства лекарственных препаратов в мировых масштабах, а также влияние на политику научных и медицинских исследований, навязывание стандартов, норм и методов врачебной практики, регламента отношений между врачами и пациентами, обучение в системе медицины с последующим отбором и курированием перспективных кадров;
- воздействие с помощью финансовых рычагов на ВОЗ крупных медицинских компаний США и Европы с целью ограничения и не допуска российских компаний и лечебных препаратов на мировой рынок;
- невозможность с помощью международно-правовых средств проверки выполнения Конвенции запрещения биологического и токсинного оружия в США из-за отказа подписания ими в 2001 году соответствующего протокола;
2. Внутренних угроз биологической безопасности:
- не разграничены полномочия и ответственность органов государственной власти и не установлены права и обязанности граждан и индивидуальных предпринимателей и организаций в области обеспечения биологической безопасности;
- недостаточность индивидуальных средств защиты в мобилизационных запасах (государственных, местных и производственных) для населения в опасных биологических зонах;
- либерализация российской экономики не обеспечивает и тормозит выполнение Основ;
- не созданы промышленные мощности по производству коллективных и индивидуальных средств защиты (многоразовых медицинских респираторов изолирующего и фильтрующего типа) для населения и медицинских работников, мобильных пунктов специальной обработки и дезинфекции для медицинских стационаров;
- неэффективный государственный надзор (контроль) за выполнением и соблюдением требований по биологической безопасности на основании законодательных актов по безопасности, гражданской обороне и Основам в субъектах федерации, государственных и негосударственных структурах;
- отсутствие в местах скопления работников и населения автоматических стационарных средств предупреждения и контроля биологической опасности и недостаточность научно- технических разработок и производственных мощностей мобильных и индивидуальных экспрес-сигнализаторов в окружающей среде биологически-опасных агентов и их продуктов;
- низкий уровень культуры, знаний, дисциплины и практики граждан в области обеспечения биологической безопасности и отсутствие участия государственных и частных СМИ в процессе обучения, действия и психологической подготовки населения в условиях биологической опасности;
- не создан Федеральный орган, объединяющий все направления биологической безопасности, которого требует реальная внешняя и внутренняя биологическая обстановка, предотвращение и ликвидация бактериологических угроз, а также многолетний опыт деятельности советских и российских государственных, научных, военных и производственных структур по защите страны от ОМП;
Что необходимо предпринять?
На основании вышеизложенного можно провести анализ состояния технических сил и средств противодействия биологической угрозе на период начала пандемии коронавируса в РФ. Государственные структуры, Министерства и ведомства, имея на вооружении 15 -летние действия Основ и её ФЦП с бюджетным финансированием, с учётом мирового и собственного опыта борьбы со смертельными эпидемиями птичьего, свиного, гонконгского гриппа, атипичной пневмонии, коронавируса (MERS-CoV) должны быть пересмотрены и выполнены соответствующие планы противодействия смертельным эпидемиям, табели положенности медицинских коллективных и индивидуальных средств защиты, приборов и оборудования, подготовить к использованию мобилизационные запасы мирного времени государственных структур, предприятий и организаций, пункты специальной обработки и санитарных пропускников, резервные места изоляции заражённого населения.
Исходя из начальных мероприятий противодействия коронавирусной эпидемии можно констатировать неготовность сил и средств к защите населения. В связи с тем, что глобальное распространение эпидемии (пандемии) на территории страны не прогнозировалось в должном порядке, практически не отрабатывались на теоретических и практических учениях с привлечением МЧС, Войск РХБЗ МО, Росгвардии, Минздрава, Роспотребнадзора, Минпромторга, Минтранса и др. противодействие и ликвидация биологических угроз. Найти выход и решения из сложнейшей сложившейся государственной угрозы и опасности смог по российской традиции только Президент РФ Путин В.В., опираясь на профессионализм медицинских работников на местах, мобильность МО и МВД, сознательность, дисциплину и терпение российского народа. Однако, решать такие сложные и многогранные задачи в ручном режиме невозможно.
Реальная, главная задача населения по противодействию эпидемии коронавируса – это индивидуальные средства защиты и дисциплина выполнения противоэпидемиологических мероприятий. На первоначальном этапе противодействия коронавирусу население было, хотя и не в полном объёме, обеспечено за свой счёт одноразовыми медицинскими масками наименьшего класса защиты, приобретенные в частных аптеках, которые не защищают от коронавируса (определение ВОЗ), а предназначены для исключения попадания в воздушную среду вредных частиц из носа и горла носителя маски. В последствии для дополнительной защиты кожи рук и неполной дезинфекционной обработки одежды и предметов потребовались медицинские или хозяйственные полимерные перчатки и спиртовые (более 70-ти градусные) спец.растворы соответственно. Медицинские работники обеспечивались табельной, штатной индивидуальной защитой. Жизнь и здоровье граждан – это главная, не обсуждаемая, задача государства и её руководителей, даже в условиях либеральной экономики, сложной политической, экономической и социальной обстановки в условиях международных санкций. Вместе с тем, в период коронавируса, медицинская маска, предложенная Минздравом и Роспотребнадзором населению, замена её несколько раз в день в условиях, не гарантирующих чистоту окружающей атмосферы, без установленных правил утилизации в условиях пандемии коронавируса, изготовление и продажа её не аттестованными предприятиями и даже в домашних условиях показала полную неготовность предприятий Минпромторга к выпуску защитных индивидуальных средств населению в достаточных объёмах. Медицинская маска в период пандемии и эпидемии коронавируса в основном является психологическим фактором противодействия безысходности и паники населения. Роспотребнадзор и Минздрав в первые дни эпидемии коронавируса должны были разработать практическую памятку действия населения и с помощью Почты России доставить её каждому гражданину на зараженной территории.
Подтверждением недостаточного контроля за выполнением мер биологической защиты являются беспрецедентные факты заражения коронавирусом руководителей Правительства и Аппарата Президента, руководства Медучреждений, а самое прискорбное - медперсонала со смертельным исходом. Дисциплина, требовательность, профессионализм, обеспеченность защитными техническими, медицинскими и лекарственными средствами – это основные факторы победы над коронавирусом.
Будем надеется, что из пандемии коронавируса будут извлечены уроки, налажено производство индивидуальных средств защиты, обеспечение ими населения, а также постоянное профилактическое применение методов терапии для повышения защитных функций человеческой клетки и всего его организма.
Коллективные средства защиты, полная специальная и санитарная обработка, средства индикации и предупреждения биологического заражения являются основными методами обеспечения биологической безопасности. Однако в настоящее время в системах вентиляции, рециркуляции, вытяжки и кондиционирования воздуха в существующих и строящихся зданиях и сооружениях с постоянным или временным нахождением людей отсутствуют предфильтры с высокой степенью защиты от мелкодисперсных токсичных аэрозолей, бактерий и вирусов любых размеров. Такие требования должны быть заложены в строительные нормы и нормативы надзирающих органов при контролирующих проверках приемки и эксплуатации мест проживания, ожидания, работы и перевозок населения. Начальный период противодействия коронавирусной инфекции показал, что в местах большого скопления людей: железнодорожные, морские, речные вокзалы и аэропорты, пограничные и таможенные пропускные пункты, стационарные и временные карантинные медицинские учреждения, лечебные клиники, госпиталя и санатории не оборудованы на входе и выходе мобильными или стационарными пунктами специальной и санитарной обработки полного цикла с выдачей чистой одежды, перчаток и многоразовых фильтрующих (изолирующих) медицинских респираторов. С целью разделения людских потоков для снижения массового заражения при прибытии и эвакуации пассажиров и обслуживание персонала с мест биологической опасности необходимо было предусмотреть специальные переходы оборудованные системами подачи нормированного чистого горячего воздушного потока с фильтрующей вытяжкой и мощного безопасного ультрафиолетового облучения с расчетным временем движения обрабатываемых.
Особой мерой противодействия коронавирусной инфекции в условиях пандемии являются средства массовой информации (СМИ). В государственных и частных СМИ должна действовать аксиома – объективность, правдивость, профессионализм, своевременность и массовость. С целью обеспечения биологической безопасности в условиях пандемии принципы демократии в виде свободы слова и печати должны иметь рамки государственной политики. Фейки, общественные программы и шоу, различные анализы и прогнозы политологов, общественных деятелей и даже депутатов не должны содержать материалы их непрофессионального умозаключения по биологической безопасности, которые влияют и вносят необъективные толкования в противоэпидемические действия государства и населения, сеют панику и противодействие установленным мерам безопасности. Федеральные и региональные Министерства и ведомства мало используют СМИ в пропаганде и обучении биологической безопасности. Медицинские шоу в условиях либеральной экономики на государственных каналах ведут скрытую рекламу в основном зарубежных неэффективных дорогих противовирусных лекарств и препаратов, используя алгоритм: информация – убеждение - исключение посещения и назначения врача– аптека – лекарство – прибыль. Правовое привлечение ведущих шоу и их экспертов за результат лечения зрителей, которым внушили быстрое выздоровление, не представляется возможность. Медицинская общественность негативно относится к такой биологической пропаганде и не раз обращала внимание и призывала государственные структуры закрыть такие программы, но, наверное, есть определённые скрытые факторы, которые влияют на принятия решения.
Сейчас, рабочая группа Комиссии РСПП организует оказание проектной и практической помощи негосударственным структурам в вопросах биологической безопасности, её планирования и технического обеспечения силами ведущих научных и технических специалистов с многолетним практическим стажем работы по защите от ОМП. Данная статья создавалась, когда уже биологическая обстановка в стране стабилизировалась, и продолжение публикации выйдет с целью обобщения результатов противодействия эпидемии коронновируса. Мы надеемся, что статья будет иметь положительный отзыв в государственных и негосударственных структурах и активизирует выполнение научных, технических и практических работ по выполнению «Основ» и её ФЦП.
Автор: Юрий Владимирович Ильин - заместитель председателя Правления Национального комитета общественного контроля, руководитель группы Комитета, член Совета Московской ТПП и Лауреат премии им. Л.А. Костандова
Персоны1 и Компании15 в новости
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.