Современный этап развития человеческой цивилизации наглядно свидетельствует о том, что мир, к сожалению, не становится спокойнее и безопаснее. Различные (по глубине и охвату) научные прогнозы относительно безопасности государства и общества в постбиполярном мироустройстве констатируют, что уровень и интенсивность рисков и угроз будет только возрастать.
В подобных условиях проблемы безопасности начинают приобретать серьезный характер не только для России, но и для всего мира. На данным момент этой проблеме уделяют повышенное внимание многие представители научно-экспертной среды, а также государственные деятели.
Структурно – с позиций системного подхода – сфера безопасности, по сути, является системой. Так, если взять, например, национальную безопасность, то, как известно, она делится на два существенных и органичных элемента: государственную и общественную безопасность. Названные столь значимые элементы, в свою очередь, дробятся на: военную, экономическую, информационную, экологическую, продовольственную, социально-политическую, эпидемиологическую, духовно-нравственную безопасность. Последние (каждый из названных элементов) составляют соответствующую подсистему, которой присущи собственные определенные механизмы, формы и методы обеспечения безопасности.
В настоящее время следует, прежде всего, отметить внешние и внутренние угрозы безопасности для каждого государства, от которых зависит реальная обстановка в любом из них. О внешних угрозах для нашей страны старательно и ежедневно извещают средства массовой информации. В первую очередь, речь идет о непрекращающихся попытках других государств (как правило, западных стран и их сателлитов) противодействовать укреплению России в качестве одного из влиятельных центров современного мира. Указанные попытки приобретают различные (порой даже гротескные!) формы, среди которых – пресловутые санкции, поток ложной информации (говоря образно, перманентные «фейковые изыски» в «котле диффамации») относительно разносторонней деятельности России и многое другое.
Сейчас приходится констатировать, что во всем мире произошли глобальные изменения в различных сферах. Так, например, те же санкции, введенные в отношении России, в определенной мере влияют на экономическую и продовольственную безопасность нашей страны, а также на рост ввоза и вывоза контрафактной и фальсифицированной продукции и т. д. Совокупность изложенного ранее усугубляется поистине всемирной проблемой – пандемией COVID 19.
В настоящее время, когда указанная пандемия нарушила и без того хрупкий баланс мироустройства, трансформировала мировоззрение, внесла хаос в систему действующего законодательства – формируется новая сфера нормотворчества. Имеется в виду регулирование общественных отношений в условиях чрезвычайных режимов и неопределенности.
К примеру, так называемые «успешные менеджеры», особо не утруждаясь умственными усилиями, сотворили невиданный доселе «правовой коктейль»: взяли в связи с ограничениями пандемии и административное право смешали с гражданским и трудовым, а также нарушили иерархию нормативных актов (указы субъектов РФ порой оказываются для местных правоприменителей важнее федеральных актов и Основного закона страны). Играючи нарушаются процедуры принятия и опубликования аналогичных актов. Более того, появились новые правовые категории: «выходная неделя», «самоизоляция», «режим повышенной готовности». Оспорить все эти чиновничьи «диковинки» сложно, ведь из-за эпидемии работают не все суды.
Ситуация усугубляется всяческими запретами, которые разнятся в зависимости от региона. В их числе – форма судебных процессов, контроль над обществом и регулирование отношений в условиях постоянного форс-мажора.
Что же касается сферы предпринимательских отношений, то следует сделать акцент на том, что непременным последствием пандемии COVID-19 уже точно станет более внимательное отношение участников хозяйственных правоотношений к разделам форс-мажора в своих контрактах с контрагентами, убеждены многие юристы. У данного социально-правового феномена многие юристы видят и положительные, и отрицательные аспекты. Ведь, не является большим секретом то, что вследствие «коронавирусного» регулирования (новые законы и подзаконные акты) полностью дестабилизировали гражданский оборот.
С одной стороны (в качестве положительного фактора) пандемия подтолкнула к модернизации законодательства в целом, а также к выявлению потребностей в такой модернизации. По мнению многих юристов, такая ситуация может придать импульс правотворчеству в различных сферах жизнедеятельности общества и государства, а также областях права. Дело в том, что национальная экономика и общественные отношения в настоящее время подвергаются трансформации: стремительно меняется законодательство
Удаленная/дистанционная работа в трудовом праве (из статической погрешности!) вполне может занять до половины всех правоотношений на рынке труда, поскольку период карантина в пандемию показал эффективность подобной работы для многих видов бизнеса. Вряд ли это приведет к изменениям в регулировании со стороны государства. Но работодателям нужно будет серьезно задуматься о внутренних документах организации, регулирующих отношения с сотрудниками, внести изменения в соответствующие договоры и соглашения.
Наряду с внешними угрозами внутренние вызовы: высокий уровень коррупции, влияние коррупционных факторов могут нанести стране ущерб гораздо более ощутимый. Сегодня, как показывает действительность, мы не защищены должным образом от различных криминальных факторов, в том числе от всевозможных коррупционных проявлений и отношений.
При этом высокий уровень коррупции является реальной подпиткой многих крайне негативных социально-правовых явлений, среди которых, прежде всего, следует назвать экстремизм, терроризм и рост организованной преступности. Возможность подкупить чиновника в России достаточно велика и этот серьезный коррупционный фактор дает возможности для осуществления хищения бюджетных средств в особо крупных размерах, что является существенной угрозой экономической безопасности.
К сожалению, эта действительность чрезвычайно тормозит развитие экономики страны и является уже серьезной угрозой для национальной безопасности. Подобные проблемы для государства, бизнеса и общества являются на данный момент исключительно важными и первоочередными.
При всех указанных ранее проблемах и трудностях руководством страны четко определен курс на повышение безопасности и правопорядка в стране, эффективности экономики, импортозамещения, установления инвестиционной привлекательности, недопущения расхищения бюджетных средств, а также на противодействие коррупции, терроризму, экстремизму, контрафакту и многим факторам, тормозящим развитие страны.
В настоящее время для успешного преодоления всех изложенных проблем необходимо объединение усилий всех слоев населения, сотрудничество и взаимодействие государственных органов, институтов гражданского общества и бизнес-сообщества.
Руководитель отдела по информационной безопасности МОО «НКОК»,
член Ассоциации юристов России, эксперт «Ассоциации международного морского права»
Валитов Р.Ф.
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.