С января по март текущего года утилизационный сбор принес федеральному бюджету России около 97 млрд рублей, что на треть меньше, чем за аналогичный промежуток времени прошлого года. Представители Минфина отметили, что пока что удалось собрать только 10% от запланированной суммы.
Последний раз ставка данного налога увеличилась 1 января 2025 года. Но даже несмотря на это, приблизиться к желаемому результату не удалось. Главная причина этого – резкое сокращение продаж транспортных средств на рынке из-за высокой стоимости и недоступности кредитов. Известно, что из полученных 97 млрд рублей преимущественная часть суммы пришлась на иномарки (91 млрд рублей), а все остальное – на машины отечественного производства.
В Минфине отметили, что изначально доходы бюджета от утилизационного сбора должны были составить 2 трлн рублей, но после пересмотра финансового плана в мае прогноз сократили до 1,5 трлн рублей. Но даже в таком случае поступления значительно отстают от ожиданий. Владимир Чернов, аналитик компании Freedom Finance Global, прокомментировал данную ситуацию следующим образом: «Доходы от утилизационного сбора продолжают снижаться из-за того, что в этом году продажи транспортных средств в России резко рухнули. За первые три месяца количество реализованных легковых автомобилей составило 247 тысяч, что на 25% меньше, чем в прошлом году. Грузовики стали покупать реже на 46%, а автобусы – на 55%».
По мнению многих специалистов, проблема рынка заключается в том, что из-за жесткой денежно-кредитной политики Центрального Банка кредитование стало недоступным для преимущественной части населения. Уже больше шести месяцев ключевая ставка не опускается ниже 21% годовых. Россияне чаще всего покупали транспортные средства на заемные денежные средства. Помимо этого, многие водители начали использовать уловки, чтобы уменьшить размер налога. К примеру, они оформляют технику как бывшую в употреблении. Это позволяет им существенно снизить ставку сбора. Еще один способ – поставки транспортных средств из дружественных стран, в том числе и из ЕАЭС.
Определенная часть средств, полученных после сбора этого налога, направляется на утилизацию автомобилей, а все остальное – на поддержку и стимулирование рынка. Владимир Путин ранее отметил, что такой способ позволяет поддерживать отечественных производителей, не нарушая при этом международные требования. В бюджетном плане говорится, что компании, выпускающие российские автомобили, в этом году должны получить субсидии в размере 819 млрд рублей. В прошлом году данный показатель составлял всего 350 млрд рублей.
Аналитики опасаются того, что сокращение доходов от утилизационного сбора может повлечь за собой ослабление поддержки отрасли со стороны правительства. Дальнейшее повышение налога приведет к очередному подорожанию транспортных средств. В прошлом году легковые автомобили выросли в цене практически на 40%. В этом году утилизационный сбор увеличился на 20%. По прогнозам специалистов, на столько же могут подорожать и машины. В худшем случае произойдет еще более значительное снижение спроса на транспортные средства и поступлений в бюджет от налога. Они считают, что отчисления составят около 1-1,1 трлн рублей из запланированных 1,5 трлн рублей.
Персоны2 и Компании4 в новости
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.