Представители нефтяных компаний России обратились к членам Кабинета министров с просьбой о введении моратория на обнуление демпфера. Данный вопрос подвергался обсуждению во время заседания правительства страны под председательством Александра Новака. Представители отрасли уточнили, что они пытаются нарастить производство топлива, но фиксируют нулевую или убыточную маржинальность такого бизнеса. Журналисты издания «Известия» узнали у экспертов, как обнуление демпфера может помочь в стабилизации ситуации на нефтяном рынке.
9 октября состоялось совещание у вице-премьера Новака. Нефтяные компании обратились с просьбой ввести мораторий на обнуление демпфера. Его необходимость вызвана тем, что розничный бизнес сталкивается с убытками или нулевой маржинальностью при реализации топлива на АЗС. Напомним, что вчера стоимость бензина марки АИ-92 составила на бирже около 74,2 тыс. рублей за тонну. Цена АИ-95 превысила 80,1 тыс. рублей за аналогичный объем. Дизель торговался чуть более чем за 73 тыс. рублей за тонну. За месяц цены на топливо выросли на 1,7%, 1,3% и 16,1% соответственно.
По данным, опубликованным Росстатом, бензин подорожал за прошлую неделю на 0,85%, а дизель – на 0,42%, что оказалось в 3,7 и 1,8 раза соответственно выше инфляции за аналогичный период. Потребительские цены в среднем увеличились на 31-55 копеек. Несмотря на рост стоимости, экономика переработки крупных НПЗ оказывается убыточной – до 5-6 тыс. рублей в минус на 1 тонну. На заседании участники в то же время отметили, что за последние 1,5 года маржинальность розничного бизнеса заметно выросла, поэтому компании из нефтяного сектора «могут и потерпеть».
В сентябре представители отрасли получили из отечественного бюджета около 30,5 млрд рублей в качестве выплат по демпферу. В июле значение было намного выше и достигало 80,4 млрд рублей. Отметим, что демпфер выплачивается только в том случае, если за месяц оптовый ценник не вырос более чем на 10% от индикативной стоимости, которая в нынешнем году составила 60,45 тыс. рублей для бензина и 57,2 тыс. рублей для дизеля.
«Нефтяная отрасль сейчас преодолевает вызовы, которые требуют гибкости в вопросе принятия решений. Сектор нацелен на то, чтобы обеспечить рынок топливом и поддержать приемлемые цены. Обнуление демпфера приведет к тому, что внутренняя стоимость подтянется к индексу экспортной альтернативы», – поделилась комментарием Тамара Сафонова.
Многие эксперты считают, что Кабинет министров не пойдет навстречу бизнесу. В конце августа нефтяникам говорили о потенциальном повышении индикатора стоимости до 15%, но этого не произошло. В «Газпром нефти» полагают, что властей требуется наделить правом приостанавливать обнуление демпфера при форс-мажорных обстоятельствах.
В настоящее время представители отрасли стремятся повысить производство моторного топлива. Так, например, все заводы «Лукойла» и ряда других брендов работают на максимальной мощности. В ближайшие дни во многих регионах страны ожидается улучшение ситуации с топливным обеспечением.
Отметим для справки, что механизм демпфера был введен в России в начале 2019 года, чтобы сдержать цены на внутреннем рынке. Мера работает следующим образом: если стоимость бензина и дизеля выше внутрироссийской, то государство компенсирует компаниям часть разницы, чтобы те не повышали цены для отечественных потребителей.
Персоны2 и Компании5 в новости
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.

6











