10:19
Пробки:   4
$
98.3657
104.2901
Проверка контрагентов: зачем и как это сделать
Проверка контрагентов: зачем...
Подписка на рассылку

Проверка контрагентов: зачем и как это сделать

16 сентября 2019
10028
9 мин.
Проверка контрагентов: зачем и как это сделать

Предприниматели часто встречают на пути новых партнёров и поставщиков. На первый взгляд они внушают доверие: реклама в интернете, офис в центре города, продвинутый сайт. На самом деле некоторые из них — фирмы-однодневки, обнальщики и несуществующие компании. Кнопка рекомендует проверять будущих контрагентов. Даже тех, с кем планируется только одна операция. В этой статье расскажем, как это делать самостоятельно. 

 

Зачем проверять? 


- Чтобы понять, с кем предстоит работать. Может оказаться так, что компании нет по документам, а есть только сайт и номер телефона. 

- Выявить недобросовестность. Контрагенты могут нарушать закон. Проверять в итоге будут и вашу компанию. 

- Не платить лишних налогов. Если налоговая признает договоры с сомнительными контрагентами недействительными, придётся доплатить налог и пени. Цифры могут получится огромными. 

- Защитить себя от потери денег и походов по судам, сберечь время, чтобы заниматься важными делами с достойными партнёрами. 

Как проверять? 

 

Существуют несколько способов, расскажем о доступных и эффективных. 


Сайт налоговой

 

Первое, что можно сделать — посмотреть свежую выписку из единого государственного реестра юридических лиц или ЕГРЮЛ. Для индивидуальных предпринимателей — ЕГРИП. Скачать легко на сайте налоговой, хватит названия компании или фамилии и имени предпринимателя, или номеров ИНН/ОГРН. И это бесплатно. 

В выписке доступна информация об официальном адресе клиента, размере уставного капитала, дате регистрации, aкто гендиректор и входит в состав участников, чем компания занимается. Можно увидеть изменения, которые происходили за время существования, чтобы оценить стабильность. 

Нелишним будет проверить контрагента на текущие  регистрационные действия на сайте. Так отследите смену гендиректора или юридического адреса. Например, если маленькая компания начинает реорганизацию или слишком часто меняет адреса, значит, что-то происходит. Компания «сливается» или переводит деятельность на номинальное лицо — подставного руководителя.  В этом случае лучше подождать с заключением договора. 

Посмотрите, сдавала ли компания налоговую отчётность за последний год и есть ли долги по налогам перед государством.

Что должно насторожить? 

 

- Если в реестре нет выписки, не стоит заключать договор. Компания официально не зарегистрирована. 

- Отметка о недостоверности адреса скорее всего означает, что компания там не находится. Запросите договор аренды и документы на недвижимость, либо выезжайте на адрес. Ещё поможет проверка на массовый адрес. Массовый — это когда по одному адресу зарегистрировано несколько юрлиц. Часто значит, что адрес просто купили, связаться с контрагентом невозможно: когда на такой адрес высылают письма, они возвращаются обратно отправителю. В последнее время налоговая активно занимается проверкой компаний с массовым адресом и может их ликвидировать. 

Если отметка давняя, компания либо не получает почту от налоговой  и не следит за изменениями, либо ей просто всё равно, что будет. А за недостоверность могут исключить из ЕГРЮЛ, участники в течение трёх лет не смогут быть участниками других юрлиц. Не стоит иметь дело с таким безответственным партнёром. 

- Отметка в выписке о недостоверности сведений о гендиректоре может означать, что перед вами номинальное лицо, он участвует в фиктивных компаниях или работает слишком плодотворно :) В любом случае это тоже маркер ненадёжности контрагента. Проверяем информацию на сайте

- Компания часто меняет адреса. Вероятно для того, чтобы никто не смог их поймать. Они не получают почту. Запросите договоры аренды и уточните, почему так происходит.

- Контрагент оказывает посреднические услуги. Налоговая относится к операциям с посредниками настороженно, проверяет. Если окажется, что эта схема нужна для уклонения от налогов, то налоговая выявит и доначислит их. С такими контрагентами нужно внимательно оформлять договор, указывать подсчёт вознаграждения и учитывать риски. 
 

Запрашивайте документы

 

У индивидуального предпринимателя, если он зарегистрирован до 2017 года, попросите свидетельство о присвоении основного государственного номера индивидуального предпринимателя или ОГРНИП, или уведомление о постановке на учёт, если работает с 2017. Если были изменения, посмотрите Лист записи ЕГРИП. Паспорт поможет убедиться в личности того, с кем работаем, а также увидеть адрес регистрации для почтовой отправки. В выписке на сайте налоговой адреса не найдете. Учредительные документы у ИП отсутствуют, так что устав или учредительный договор не запрашиваем :) 

А вот у компании в первую очередь запросите устав в последней редакции и учредительный договор при наличии. Обратите внимание на Решения о создании компании и о назначении или продлении полномочий гендиректора. Если участников двое или больше, вместо Решений оформляются Протоколы. Посмотрите свидетельство о постановке на налоговый учёт и свидетельство о присвоении основного государственного регистрационного номера. Или коротко ИНН и ОГРН. Если компания зарегистрирована с 2017 года, будет уведомление о постановке на учёт — содержит сразу номера ИНН и ОГРН. Если были изменения, пусть предоставят листы записи ЕГРЮЛ, свидетельства о регистрации изменений Устава и об изменениях, не связанных с учредительными документами. 

Помимо основных документов у компаний и ИП нужно проверить: 

- лицензия на работу, если требуется по закону. К примеру, образовательная лицензия, фармацевтическая и алкогольная. 

- Доверенности на ответственных лиц.

- Бухгалтерский баланс за прошлые годы. 

- Договоры с крупными контрагентами. Если получить нельзя, уточните основные направления работы и данные о главных контрагентах.

- Свидетельство на право собственности, договоры купли-продажи или дарения, вступившее в силу решение суда, договор участия в долевом строительстве, если покупаете офис или оборудование.

Что должно насторожить?  

 

- Если контрагент отказывается предоставить документы, сканы или увиливает от запроса. Стоит задуматься, добросовестно он работает или что-то хочет скрыть. 

- Потеряны, даже нет сканов.  Документы важны, это как паспорт — подтверждение того, что компания существует. Их запрашивает налоговая и другие правоохранительные органы, нужны при заключении договоров. Поэтому документы стоит хранить бережно. 

- Нет контактов руководителя или ответственных лиц. Нет способов связаться с контрагентом, если возникнет вопрос или конфликт. 

- Нет лицензии, если нужна по закону, или она вызывает недоверие. Без лицензии этот контрагент не может вести деятельность. Обязательно проверяйте наличие и действительность алкогольной, образовательной и  медицинской лицензий. 

- Просроченная доверенность. В будущем не сможете доказать, что передавали деньги через этого сотрудника.

- Если в бухбалансе нули, большой убыток или вообще отчётность не сдана. Контрагент не занимается бухгалтерией или ведёт дела не по закону. 

- Если контрагент получает товар через посредников-физиков, они не предприниматели. Например, покупает помидоры с огорода у соседки-бабули, а потом перепродаёт вам. Никаких договоров с бабулей — никакой ответственности. 

Пробиваем информацию по электронным каналам

 

Проверить долги, задолженность по налогам, можно на сайте Федеральной службы cудебных приставов

В вестнике можно узнать находится ли компания в процессе ликвидации. 

Чтобы проверить контрагента на судебные дела, обратитесь к Картотеке арбитражных дел.  Узнаете, участвует ли он в данный момент в разбирательствах. С кем, почему и как часто конфликтует. 

Проверяйте деловую репутацию в интернете, проанализируйте рекламу, сайт компании, пообщайтесь с основными партнёрами. Как минимум посмотрите сайты с отзывами. Рекомендуем делать скриншоты, сохранять переписку, предложения и прайс-листы. 

Что должно насторожить?  


- Нет рекламы, рекомендаций партнёров, отзывов, сайта, информации о местонахождении компании.

- Контрагент ничего не делает с долгами, они только растут.

- Не стоит связываться с компанией в статусе ликвидации, потому что получить от них деньги или товар будет сложно. Обычно они вовремя выводят средства и имущество, оставляют только долги.

- Если у компании нет возможности для выполнения условий договора. Или у вас сомнения на этот счёт.

- Например, контрагент поставляет товар, но не имеет склада.

- Часто судится с заказчиками или покупателями.

Как ещё можно проверить

 

С помощью онлайн-сервисов, таких как Контур.фокус, Сбис, Спарк. В одном месте собрана информация из разных источников. Легко проверить директора, компанию по критериям фирм-однодневок, найти товарные знаки, узнать принимает ли компания участие в гос.закупках. Эти сервисы платные, ограниченный функционал не очень полезен.

Что проверить в договоре

 

Проверка контрагентов убережёт от ошибки на старте сотрудничества. Но это не означает, что за весь период работы ничего не случится. Поэтому настоятельно рекомендуем вдумчиво составлять договор или подробно изучать тот, что предлагают.

В договоре обязательно обратите внимание на:

 

1. подписанта, его подпись и печать компании. Проверьте полномочия, чтобы это был руководитель или доверенное лицо. 

2. Свои права и обязанности. Они должны быть вам по силам. Например, арендаторы предлагают слишком суровые договоры. Если не заплатите вовремя, рискуете потерять много денег. 

3. Подсудность. Если дело дойдёт до суда, вы могли бы рассмотреть спор в адекватном месте. А не где-нибудь в Англии :)

4. Предмет договора — то, о чём вы договорились. Это действительно то, о чём вы договорились? 

5. Цену сделки и порядок оплаты. Должны насторожить длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, высокие штрафы. 

6. Реквизиты сторон. Чтобы деньги и почта доходили куда нужно. 

7. Если по договору даёте деньги в долг, не делайте это беспроцентно и без обеспечения возврата денег чем-нибудь ещё, например, залогом транспорта. 

Договор всегда заключается в 2х экземплярах. У обоих участников на руках остаётся вариант. 

Компании умеют отлично изображать добросовестность. Если контрагент вызывает сомнения по нескольким пунктам, задумайтесь о заключении договора. Лучше поискать кого-то ещё, чем мучаться в будущем. 

Будьте бдительны, проверяйте контрагентов и сообщайте о сомнительных компаниях в налоговые органы. Так вы поможете остановить деятельность номинальных компаний и обезопасить рынок от их действий. 

Составляйте договор грамотно, не торопитесь. Юристы в Кнопке помогут проверить договор или составить новый с учётом ваших пожеланий, объяснят понятным языком, как поступить лучше. 

ПРЕСС-РЕЛИЗЫ МОСКВЫ


Пресс-релизы ГлобалМСК.ру – это актуальные новости от московских компаний.
На ресурсе регулярно публикуются официальные пресс-релизы компаний Москвы и Московской области. Узнать самые свежие новости предприятий можно в соответствующем разделе на главной странице. Размещение пресс-релизов — традиционный и действенный способ продвижения вашего бизнеса. Он позволяет организациям заявить о себе и своих товарах и услугах максимально широкой массе аудитории. При этом информационный повод может быть любым: привлечение людей на мероприятие или конференцию, освещение новых товаров или кадровые назначения. Если вы ставите цель привлечь внимание к своей информации, то ГлобалМСК.ру станет вашим надежным помощником в данном деле. Благодаря порталу ваш пресс-релиз увидят обозреватели ведущих интернет-изданий, клиенты и партнеры.
ГлобалМСК.ру дает возможности представителям компаний и организаций в Москве и Московской области самостоятельно разместить пресс-релиз при регистрации на ресурсе. Самая главная особенность ГлобалМСК.ру в том, что все публикации московских компаний попадают в архивы и будут доступны из поиска длительное время. Вам достаточно лишь добавить пресс-релиз в информационную ленту.
ГлобалМСК.ру предлагает своим клиентам абонементское обслуживание, которое позволяет компаниям регулярно публиковать пресс-релизы на выгодных условиях. Кроме того, бизнес портал дает возможность более полно рассказать о жизни компании благодаря добавлению фото и видеоматериалов, персон и цитат сотрудников. Все информационные материалы обладают активными ссылками и приведут потенциальных клиентов на ваш ресурс.
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8167716613
Умерли за год
51977627
Родились за год
127874162