Максимиллиан Гришин, юрист международной юрфирмы “Ильяшев и партнеры”
На текущий момент уже больше двух месяцев многомиллионное население страны живет и работает “на удаленке”. Можно бесконечно иронизировать на эту тему, но факт остается фактом – костыли в виде нерабочих дней с сохранением заработной платы нужно на что-то поменять.
Инициативная группа в Государственной думе Федерального собрания, аккумулируя опыт западных стран, решила донести до широких масс работников и работодателей простую истину: “можно работать и вне офиса, и никто от этого не умрет”.
Дистанционный режим работы уже был в Трудовом кодексе, как верно отмечают авторы инициативы. Пусть он носил “доверительный” характер – работник и работодатель всегда могли между собой договориться, что какое-то время сотрудник может работать из дома, и это не будет считаться прогулом. Также всегда существовали работодатели, допускающие свободное присутствие работника на рабочем месте.
Что же нового? Действительными новшествами представляются ограничения продолжительности рабочего времени и ограничения, связанные с расторжением трудовых договоров. Безусловно, это серьезный шаг в сторону либерализации (и без того весьма либерально-социального) трудового права. Но есть опасения, что значительных изменений отрасль не претерпит.
Дистанционные работники благодаря авторам инициативы получают в свои руки плуг и непаханое поле злоупотреблений, защита от которых у работодателя по факту отсутствует.
Дополняя промежуточный вывод о малом воздействии нововведений на отрасль в целом, позволю себе высказать опасение, что если это воздействие все-таки будет, то работодателям оно точно не понравится.