Первыми закрылись именно они: музеи, театры и кинотеатры. Глобальная пандемия перенесла выставки в интернет, а фильмы заключила в плен экранов смартфонов, планшетов и компьютеров. Как же индустрия развлечений адаптировалась к жизни в режиме онлайн?
Театры больше не боятся камер
Несмотря на то, что актёры и режиссёры в большинстве своем сходятся во мнении, что спектакли нельзя ставить на камеру, пандемия заставила их пересмотреть свои взгляды. Резко выросли показатели видеоверсий знаменитых спектаклей: так, теперь на YouTube-версии Ленкомовской «Юноны и Авось» большинство комментариев оставлены с марта по июнь. Кроме того, театралам пришлось придумывать новые форматы. Например, появился сайт с Zoom-спектаклями: виртуальный зал, в котором можно выбрать понравившееся шоу, купить билет и смотреть его в реальном времени.
Музеи опробовали свои наработки в сфере digital
Музеи довольно давно начали переносить фонды в онлайн и пробовать digital-форматы для продвижения, поэтому пандемия позволила им дать волю креативности. Стрессовая ситуация сыграла на руку: так, «Гараж» собрал выставку «Самоизоляция», в которой представил все онлайн-экскурсии по галереям. Музей Москвы запустил серию онлайн-бесед «Как чрезвычайные ситуации меняют городскую жизнь?», в рамках которой приглашал экспертов в Zoom и просил рассказать, как современный мегаполис может пережить пандемии, пожары и прочие катастрофы.
В кино зрители и режиссеры поменялись местами
Кинематограф тоже адаптировался: кроме ренессанса Zoom-фильмов и screenlife-драм, эта индустрия пришла к более интерактивному повествованию. Так, недавно в приложении для просмотра и создания коротких видео Likee в тренде был интерактивный сериал «Роковая любовь». Это короткометражка, в которой пользователь может принимать решения за героя, и именно от его действий зависит исход игры. Проект впервые объединил возможность прямого взаимодействия с сюжетом, вовлекающий вертикальный формат и реальную игру актёров. Хронометраж получился сравнительно коротким, чтобы удержать внимание зрителя. Результаты превзошли ожидания: в первые девять дней драму полностью посмотрели пять миллионов человек, 30% из которых проходили её несколько раз, чтобы увидеть все концовки. Этот опыт показал, что людям становится все интереснее управлять контентом и взаимодействовать с ним, а пассивное потребление видео отходит на второй план.
Канны и Кинотавр больше не нужны, чтобы стать известным режиссером
Пока кинотеатры были закрыты, самые креативные зрители сами становились режиссерами. Представители Поколения Z стали выкладывать в приложения для коротких видео все больше «сериального» контента, стараясь поддерживать линию повествования в нескольких роликах. Платформы сами стремились поддержать идеи талантливых пользователей: так, платформа для коротких видео Likee провела фестиваль мобильного кино, в рамках которого настоящие профессионалы индустрии и пользователи судили 60-секундные короткометражки начинающих режиссёров (посмотреть на их работы можно по ссылке). В результате победители получили ценные призы, а также возможность заключить контракт с сервисом и сняться в настоящем сериале. Так, в период глобальной неопределенности одним из трендов отрасли стала открытость и доступность для молодых талантов.
Индустрия развлечений переживает не лучшие времена. Эксперты сообщают, что мировая выручка этой отрасли только за период карантина потеряла 5,6%. Весной её частично спас переход в онлайн-режим: стало очевидно, что за новыми форматами – будущее. Самый серьезный тренд 2020 года – короткие вертикальные видео, и уже очевидно, что в ближайшем будущем это не изменится. Традиционная индустрия развлечений должна работать вместе с платформами для таких видео, чтобы увеличить охват и создавать более качественный контент для своих предложений. А инструменты, которые есть на таких платформах, дают новые цифровые возможности кино- и театральной индустрии: в неспокойные времена они становятся некоторой гарантией безопасности.