Руководитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Д.Политов похвалился, что благодаря приложению «Честный знак» граждане с рвением осуществляют общественный контроль. По кодам они проверяют легальность товара, предлагаемого продавцами, и количество таких проверок неуклонно растет.
Эксперты смотрят на ситуацию не так оптимистично и считают, что маркировка может привести к проблемам. Сейчас покупатели приобретают обувь в магазине shoe-it.ru и других торговых точках, специализирующихся на качественной продукции. Но многие выбирают ту, что подешевле. Если мелкие производители в России закроются, а за ними ИП, привозящие обувь из-за рубежа, ассортимент существенно сократится. Оставшиеся игроки рынка, скорее всего, стоимость на маркированный товар поднимут, что в итоге ударит по карману потребителя.
На честную игру не хватит денег
Глава правления Международной конфедерации обществ потребителей Д.Янин в одном из своих интервью назвал маркировку «платой за допуск на рынок». Он уверен, что начинающие и сводящие концы с концами предприниматели, занятые в обувном сегменте, либо уйдут в онлайн, либо просто закроются, а крупные компании особого дискомфорта не почувствуют благодаря финансовому благополучию. У мелких производителей больших денег нет, поэтому они не смогут играть честно по новым правилам.
Янин отметил, что ассортимент обуви в обозримом будущем из-за маркировки сократится, но к резкому росту цен это не приведет. Подорожание будет наблюдаться тогда, когда уровень доходов населения прекратит снижаться. К сожалению, новая система не защищает рынок от появления нелегальной продукции и больше работает как дополнительный налог на сферу деятельности.
Старший аналитик ИАЦ «Альпари» А.Бодрова не согласна с Яниным в том, что ассортимент обеднеет. По ее словам, с требованиями обязательной маркировки производители и магазины ознакомились заранее и могли бы грамотно распределить финансовую нагрузку, чтобы не вгонять бизнес в стресс. Цены теоретически тоже не должны подняться, но российские ритейлеры привыкли перекладывать расходы на плечи потребителей, считает Бодрова. Иными словами, покупателям за обувь придется платить больше.
Надо сказать, в Минпромторг и ЦРПТ поступило немало обращений от мелких предприятий и ИП, реализующих товары легкой промышленности. Но чиновники не видят проблемы в новой программе, считая, что введенная маркировка точно поможет справиться с контрафактом.
Как покупать выгодно
Чтобы не нести лишние расходы на покупку обуви, рекомендуется сразу приобретать качественные модели, рассчитанные на долгий эксплуатационный срок. Перейдя по ссылке shoe-it.ru/collection/inuikii, каждый покупатель может выбрать брендовую обувь, которая при бережном отношении прослужит не один сезон. Также стоит следить за акциями, распродажами и принимать в них активное участие.