Экспорт шотландского виски принес казне свыше одного триллиона фунтов стерлингов – только вот ради этих безумных прибылей пришлось подстраиваться под каждую страну в отдельности. В самые дебри мировой торговли отважился пробраться Гевин Смит
Дислокация
Неутомимый реализатор шотландского скотча Томми Дьюар однажды заявил: «Не спрашивайте «Как идут дела?», узнайте лучше «Где идут дела?»
Дэвид Уильямсон, представитель Ассоциации шотландского виски, решил пролить свет на ситуацию вокруг знаменитой воды жизни: «По данным первой половины 2005 года, предельная экспортная стоимость напитка горцев увеличилась на 3%, по сравнению с тем же временным периодом, но только за 2004 год. Объем экспорта был оценен в 1,01 триллиона фунтов стерлингов (1,74 триллиона долларов), впервые с 1997 года превысив триллионный показатель, да еще и за шесть месяцев. В целом, стоимость солодового виски выросла на 11% (то есть до 160 миллионов фунтов стерлингов, или 277 миллионов долларов), а купажированное виски – на 2% (то есть до 784 миллионов фунтов стерлингов, или 1,4 триллиона долларов)».
«Рост стоимости наблюдается во всех странах, за исключением Европы, – поясняет Уильямсон. – Азия увеличила экспортную стоимость на 25%, Таиланд – на 47%, Тайвань – на 25% и Южная Корея – на 26%. Последняя успешно оправилась после плачевных итогов 2004 года, когда спад в экономике оказал прямое влияние на экспорт. Особый интерес вызывает продолжающийся быстрый рост экспорта в КНР, только за первую половину 2004 года увеличившийся на 124% (то есть до 22 миллионов фунтов стерлингов, или 38 миллионов долларов). Неудивительно, что сейчас Поднебесная занимает почетное 11-е место среди крупнейших индустриальных рынков».
Вокруг света
Именитые бренды устанавливают торговые приоритеты, одни искушают Китай, другие оттачивают мастерство на привередливой Америке.
Пол Годфрей, генеральный директор бренда Chivas 12, откровенничает: «Мы следим за феноменальным успехом страны Цзедуна, ведь он дает не сравнимый ни с чем толчок всему росту нашей продукции. За последние шесть месяцев Chivas Regal удалось увеличить экспортную стоимость в КНР на 28%. И сегодня компания не только контролирует более 200 рынков сбыта, но и входит в пятерку производителей лучших сортов виски в большинстве стран мира».
Diageo увеличил свои рыночные затраты на экспорт спиртных напитков в Соединенном королевстве до 20 миллионов фунтов стерлингов (35 миллионов долларов).
«Johnnie Walker – истинный мировой бренд, – восклицает Чарльз Аллэн, генеральный директор бренда Diageo. – Johnnie Walker – шотландский виски номер один в Азии и бесспорный лидер американского рынка. Бутылки с маркировкой «экологически чистый продукт» уже сегодня завоевывают мировую сеть дьюти-фри, в которую входят и Тайвань, и США. Что же, приготовьтесь воочию увидеть, как Johnnie Walker поднимется на волну популярности».
Очевидно, что Америка продолжает оставаться ведущим мировым рынком экспорта шотландского виски. Увеличение стоимости на 7% в первой половине 2005 года наглядно иллюстрирует готовность американских любителей спиртного платить большие деньги за продукт, чистота и качество которого гарантируются – это победа «экологически чистого виски».
По словам Кена Грайера, директора по солодовому виски Edrington Group, оркнейский молт Highland Park в США чувствует себя превосходно, особенно это относится к представителю коллекции Fine Oak– скотчу The Macallan, который обладает тонким и изысканным ароматом. Самый роскошный односолодовый виски в мире, спрос на который значительно превышает предложение, The Macallan считается ну очень престижным. Именно поэтому по вечерам элитную бутылочку от Edrington Group совсем не прочь откупорить метросексуальные завсегдатаи стильных баров».
Хмельная Европа
Грайер также делает ставку на Францию, Испанию и Италию, как на тройку самых выгодных рынков для The Macallan. «В стране фламенко и корриды покупатели отдают предпочтение лишь роскошным брендам, – поясняет он. – А элегантные французы с удовольствием коротают вечера в модных барах и ресторанах. Да, пьют они меньше, но то, что они заказывают, представляет собой продукт высшего качества». Совсем не удивительно, что в первой половине 2005 года экспорт односолодового виски во Франции увеличился на 11%, составив 22 миллиона фунтов стерлингов (38 миллионов долларов).
Однако The Macallan и другие скотчи вынуждены противостоять общей экономической тенденции, полагает Дэвид Уильямсон: «Жесткие торговые условия сказываются на экспорте в Европу, который снизился на 14%. Так, Франции пришлось понизить экспорт на 4%, в то время как Испании – на 17% (то есть до 109 миллионов фунтов стерлингов, или 189 миллионов долларов). А дело в том, что на Пиренейском полуострове, где в начале 2005 года увеличили пошлину на 2%, произошел дальнейший 10-процентный рост акцизного налога в сентябре.
И все-таки, расширение единого рынка в 2004 году приносит свои плоды, увеличив доход до 19% благодаря экспортным поставкам в Польшу.
Экспортное движение
Пол Годфри заметил, что за последние шесть месяцев продажи Chivas в Азии увеличились на 33%, в то время как в Европе возросли всего лишь на 5%. «Процесс развитого европейского рынка виски сейчас временно приторможен – признается он. – Рынок обесценивается, появляются дешевые образцы скотча, а также наблюдается спад интереса потребителей».
Однако Чарльз Аллэн уверен, что «если уж в Европе наблюдается рост, он достигает самого пика». В Германии сейчас, к примеру, бум на виски, а самые дорогие сорта невероятно востребованы».
И наоборот, экспорт в Южную Америку увеличился на 19%, отмечает Дэвид Уильямсон: «Это с учетом и долгожданного, но закономерного успеха в Венесуэле (девятый крупнейший мировой рынок), где не только объем экспорта увеличился на 80%, но и сам рынок стабилизировался в связи с ценами на нефть».
«Южная и Центральная Америка характеризуются нестабильной конъюнктурой, – считает Пол Годфри из Chivas. – Любопытно, что в течение последних шести месяцев там наблюдался 35-процентный рост».
Чарльз Аллэн из Diageo утверждает, что «уже больше года купаж Buchanan пользуется невероятной популярностью в Латинской Америке. Сегодня бренд востребован как никогда. Латиноамериканское распивание крепких напитков – традиционное семейное мероприятие. Buchanan покупают, чтобы насладиться изысканым вкусом в кругу родных и близких друзей».
Где идут дела?
Знойные районы
Китай: Быстрорастущий сектор, имеющий все шансы проникнуть на экспортный рынок десяти ведущих виски в начале этого года. Предпочтение отдается первосортным купажам.
США: Главный экспортный рынок виски, зарекомендовавший себя с положительной стороны. Значительный рост наблюдается в односолодовом секторе.
Корея: Ценный, но неустойчивый рынок, доминируют купажи высшего качества. Судя по первой половине 2005 года, светлое будущее КНР обеспечено во многом благодаря стабилизации рынка и экономическим усовершенствованиям.
Таиланд: Сегодня – четвертый крупнейший рынок по объему, но высокий тариф (60%) на импортируемые спиртные напитки и введение недискриминационной акцизно-налоговой системы остаются сомнительными.
Тайвань: Значительный рост, несмотря на повышение деловой активности в ценовом секторе. Виски завоевывает популярность.
Индия: Крупный и значимый рынок. Но доступ к спиртному ограничен общим федеральным бременем налогообложения, который составляет от 212,5 до 525%.
Россия: Хотя за первое полугодие 2005 года купажи и увеличились по стоимости на 69%, а виски – на 184%, РФ остается труднодоступным рынком из-за нетарифных барьеров.
Ледниковый период
Япония: Все еще входит в десятку экспортных рынков по стоимости, но экономическая неустойчивость наряду с жесткой конкуренцией со стороны местных производителей шочу, привели к нынешнему снижению уровня продаж.
Франция: Занимает второе место в десятке ведущих экспортных рынков, однако экспорту спиртных напитков в 2003 году был нанесен тяжелый урон вследствие невероятно сильной жары, а принятие суровых мер на вождение в нетрезвом виде совсем уж ухудшило ситуацию.
Испания: Увеличение налога на алкоголь, ужесточение наказаний за вождение в нетрезвом виде, совместно с растущей популярностью рома привели к понижению объема продаж виски на 17% в первой половине 2005 года.
Италия: Благоприятный налоговый режим, но не входит в десятку крупнейших алкогольных рынков. Общий спад интереса к купажам, хотя производители виски с острова Айлей и помогают поддерживать ситуацию на рынке.
Греция: Занимает пятое место в десятке ведущих экспортных рынков, однако в 2004 году он пережил спад в 17% (по стоимости). Спрос на стандартные купажи уменьшается, частично из-за конкуренции с водкой.