17:36
Пробки:   1
$
99.0180
104.5016
Сельский туризм может приносить фермерам по 200 млрд рублей ежегодно с 2030 года
Сельский туризм может принос...
Подписка на рассылку

Сельский туризм может приносить фермерам по 200 млрд рублей ежегодно с 2030 года

4 февраля 2022
2268
7 мин.
8
Сельский туризм может приносить фермерам по 200 млрд рублей ежегодно с 2030 года

Разрешение на использование земель сельхозназначения для туристических целей, в частности, строительства гостевых домов, вступление в действие специального гранта Минсельхоза «Агротуризм», а также цифровизация отрасли способны начать приносить в выручку аграриев дополнительно до 200 млрд рублей ежегодно, считают эксперты Россельхозбанка.

Главными законодательными вехами на пути развития агротуризма стали принятие закона 318-ФЗ, который закрепил само понятие сельского туризма и официально разрешил аграриям размещать гостей, предоставлять им питание, организовывать досуг и т.д., а также принятие Государственной программы «Развитие туризма»1. Государственная программа нацелена на развитие инфраструктуры отдыха и предоставление качественных услуг в сфере туризма, что поможет повысить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет, сохранять здоровье и благополучие людей.

«Объем платных туристических услуг и услуг коллективных средств размещения в стране в период 2017-2019 гг. вырос с 627 до 779 млрд рублей. На основе оперативных данных ФСГС РФ за 9 месяцев 2021 года можно говорить о значимом восстановлении рынка после эпидемиологических ограничений отрасли в 2020 году. Туристско-рекреационный комплекс, не смотря на ограничения пандемии COVID-19, сохраняет значительный прогнозный потенциал как для развития всей отрасли, так и в особенности сельского туризма. В целом сельский туризм имеет неиссякаемые ресурсы для развития в регионах России», – рассуждает руководитель центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Дмитрий Тарасов.

За последние годы отмечается рост внутреннего туризма: в коллективных средствах размещения2  в 2020 году остановилось свыше 45 млн человек, что на 16 млн человек больше, чем в 2011 году.

За десятилетний период количество койко-мест в коллективных средствах размещения увеличилось с 1,29 до 2,47 млн к 2020 году. Начиная с 2022 года в России вступила в действие программа грантов Минсельхоза «Агротуризм» в части создания инфраструктуры туризма в регионах России. Главным компонентом такой инфраструктуры является гостевой дом, который расширяет линейку туристических услуг на местах. В 2022 году Правительство выделит на данную программу 300 млн рублей, что позволит создать порядка 60 гостевых домов. Всего за период 2022-2024 гг. можно ожидать строительства до 300-350 домов с грантовой поддержкой. При наличии гостевого дома туристы не только покупают однодневные туры и фермерскую продукцию, но и могут полноценно ощутить на себе особенности сельской жизни и «окунуться» в повседневную жизнь фермера. Для фермера это – дополнительный доход в виде предоставления услуг размещения и питания.

Помимо гранта «Агротуризм», повышению вклада малых форм хозяйствования в развитие туризма будет способствовать и реализация мероприятий государственной программы РФ «Развитие туризма». Одной из целей Программы является сохранение потенциала роста внутреннего туризма, полноценной частью которого являются сельский и агротуризм, путем использования следующих механизмов: льготное строительство и кредитование коллективных средств размещения и иных объектов туристической инфраструктуры, продвижение турпродуктов, совершенствование законодательства РФ, софинансирование проектов обеспечивающей инфраструктуры.

«Выделение государственных средств в направление сельского туризма ведет к увеличению привлекательности частной инвестиционной деятельности в сельской местности через снижение сроков окупаемости, что, в свою очередь, увеличивает темпы развития туристско-рекреационной инфраструктуры на селе. Для самих аграриев это дополнительный источник дохода в условиях конкуренции и волатильности на рынке главного направления деятельности – производства продукции АПК. Например, в Германии 52% ферм имеют доход от туризма, мастер-классов, изготовления сувениров и т.д. К тому же туризм – это создание дополнительных рабочих мест, то есть укрепление социальной стабильности на селе», – комментирует Дмитрий Тарасов.

Государственная программа предполагает рост числа иностранных туристов до 25 млн человек в год в среднесрочной перспективе. Часть этого потока отправится в туры по сельским территориям. На высокую заинтересованность иностранных туристов, как правило, уже имеющих опыт таких поездок, указывают фермеры столичного региона и Краснодарского края.

«Россельхозбанк исследовал опыт Италии, структура агротуризма которой может служить ориентиром развития для России. В Италии стоимость услуг агротуризма в 2019 году составила 2,6% от выручки всего сельскохозяйственного сектора. Мы ожидаем, что в России доход от сельского туризма может составить 150-180 млрд рублей реального дохода в сельской местности, или 2,5-3% дохода сельского хозяйства. С учетом инфляции в долгосрочной перспективе стоит принимать цифру уже близкую к 200 млрд рублей, что сопоставимо с выручкой 30-40 крупных региональных агрохолдингов», – рассказывает Дмитрий Тарасов.

На что направлены государственные меры в развитии туризма?

Политика государства в области сельского и агротуризма направлена на решение следующих задач:

  • опережающее развитие внутреннего туризма на фоне девальвации рубля к доллару США и повышенной барьерной функцией границ в период эпидемиологических ограничений;
  • социальный аспект развития сельского туризма. Данный вид туризма доступен для отдыха и оздоровления низкодоходных групп граждан (самый дешевый вид туризма), не имеет медицинских и инфраструктурных лимитов для отдыха людей с ограниченными возможностями, благоприятен для проведения культурно-просветительских программ для школьников;
  • повышение уровня сервиса и кадрового обеспечения туризма на селе, где в качестве яркого примера можно привести социально-образовательную программу подготовки кадров «Школа фермера» от АО «Россельхозбанк»;
  • создание инфраструктурного фонда сельского туризма в регионах России.

Таким образом, главная задача государственной поддержки в средне- и долгосрочной перспективе сводится к обеспечению развития инфраструктуры сельского туризма на местах, в частности инфраструктуры размещения и общественного питания. Покупка сельского тура может быть основана на сочетании нескольких видов туризма: агро, экологический, гастрономический (в т.ч. энотуризм), этнографический; что позволит создать синергетический эффект в сельской местности. Дальнейшее развитие сельской местности и сельского туризма поддерживается быстрым внедрением цифровизации. Интернет не только облегчает жизнь на селе внедрением современных сервисов, но и открывает широкие возможности для диверсификации аграрной занятости, в том числе в развитии сельского туризма. Сложно представить устойчивый поток туристов в сельскую местность без функции онлайн бронирования/оплаты агротуров, а также без возможности доступа не только к социальным сетям, но и средствам связи на самой ферме.

Россельхозбанк также участвует в развитии сельского туризма. Банк создал первую в стране платформу по развитию агротуризма в регионах России — Свое За городом. На начало 2022 года на платформе зарегистрировано 263 фермы, предлагающих 654 тура в сельской местности. В дальнейшем рост числа агротуристических ферм на платформе продолжится. Одной из ключевых предпосылок к дальнейшему росту является встраивание агротуров в маршрутный туризм. Россельхозбанк развивает также целый ряд онлайн-сервисов, направленных на развитие сельского образа жизни и повышающих уровень цифровизации жизни села: «Школа фермера» (обучение кадров), Свое Родное (площадка сбыта фермерской продукции, в том числе агротуров), Свое Село (площадка для покупки и обустройства жилья), Я в Агро (площадка для подбора специалистов и сдельных работников для АПК, в том числе сервисного персонала).

________________________________________________

1 Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2439 «Об утверждении государственной Программы Российской Федерации «Развитие туризма».
2 Коллективное средство размещения - это любая организация, предоставляющая туристам место для ночевки в приспособленном для данных целей помещении. В российской статистике к коллективным средствам размещения относятся: - гостиницы и аналогичные средства размещения (гостиницы (отели), мотели, меблированные комнаты, хостелы, гостевые дома и др.)

Персоны1 и Компании7 в новости

Руководитель Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка
1 место
Свое Родное
1 место
Своё Село
2 место
Раздел:

ПРЕСС-РЕЛИЗЫ МОСКВЫ


Пресс-релизы ГлобалМСК.ру – это актуальные новости от московских компаний.
На ресурсе регулярно публикуются официальные пресс-релизы компаний Москвы и Московской области. Узнать самые свежие новости предприятий можно в соответствующем разделе на главной странице. Размещение пресс-релизов — традиционный и действенный способ продвижения вашего бизнеса. Он позволяет организациям заявить о себе и своих товарах и услугах максимально широкой массе аудитории. При этом информационный повод может быть любым: привлечение людей на мероприятие или конференцию, освещение новых товаров или кадровые назначения. Если вы ставите цель привлечь внимание к своей информации, то ГлобалМСК.ру станет вашим надежным помощником в данном деле. Благодаря порталу ваш пресс-релиз увидят обозреватели ведущих интернет-изданий, клиенты и партнеры.
ГлобалМСК.ру дает возможности представителям компаний и организаций в Москве и Московской области самостоятельно разместить пресс-релиз при регистрации на ресурсе. Самая главная особенность ГлобалМСК.ру в том, что все публикации московских компаний попадают в архивы и будут доступны из поиска длительное время. Вам достаточно лишь добавить пресс-релиз в информационную ленту.
ГлобалМСК.ру предлагает своим клиентам абонементское обслуживание, которое позволяет компаниям регулярно публиковать пресс-релизы на выгодных условиях. Кроме того, бизнес портал дает возможность более полно рассказать о жизни компании благодаря добавлению фото и видеоматериалов, персон и цитат сотрудников. Все информационные материалы обладают активными ссылками и приведут потенциальных клиентов на ваш ресурс.
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8168263918
Умерли за год
52352448
Родились за год
128796288