По статистике, причина высокой аварийности в России напрямую связана с человеческим фактором. Около 70% дорожно-транспортных происшествий случается по вине водителей, которые отвлеклись или уснули за рулем. В зоне риска оказываются профессиональные водители, вынужденные много часов проводить за рулем. Ради заработка многие нарушают нормальный режим отдыха и переоценивают свои возможности. В последнее время транспортные компании проявляют высокий интерес к оборудованию, контролирующему состояние водителей. Один из лидеров в разработке комплексных систем мониторинга — «КСОР», которая предлагает линейку устройств для коммерческого транспорта под брендом «Антисон».
Система безопасности на базе искусственного интеллекта
Разработка отечественной системы «Антисон» началась в 2014 году. Команда инженеров КСОР поставила перед собой сложную задачу — создать комплекс, который будет вести мониторинг состояния водителя на основе видеоданных и искусственного интеллекта. В последующие три года разработчики создали прототип и провели ряд пилотных испытаний. В 2018 комплекс прошел успешное тестирование на базе предприятий «Мосгортранса» и московского транспортного узла. Система успешно зарекомендовала себя, и позволяет обеспечить безопасность всех участников дорожного движения.
Главное достоинство разработки — универсальность. Система может устанавливаться на пассажирском и грузовом транспорте, и корректно работает даже при слабом сигнале связи. В течение года инженеры «КСОР» вывели на рынок целую линейку устройств, предназначенных для различных категорий коммерческого транспорта.
Система «Антисон» — принципы работы
Комплекс устанавливают в кабину водителя. Основной элемент внешним видом напоминает видеорегистратор. Система активируется при запуске двигателя.
Функции «Антисна»:
§ проводит автоматическую идентификацию лица водителя;
§ анализирует мимику, движение глаз, повороты головы;
§ распознает признаки засыпания;
§ сигнализирует звуком и светом об опасности;
§ передает сведения в диспетчерский центр.
Вся информация фиксируется в облаке, что позволяет проанализировать поездки за любой период времени как по отдельным автомобилям и водителям, так и в целом по автопарку. Также можно получить статистические данные в виде наглядных графиков и таблиц.
Результаты внедрения системы мониторинга — статистика «Мосгортранса»
Первые комплексы «Антисон» появились в столичных автобусах в 2018 году. Тогда они работали в тестовом режиме. В течение года разработчики «КСОР» улучшили и адаптировали систему – и она получила широкое распространение на городском транспорте столицы. Москва стала первым российским городом, снабдившим системой 95% автобусов и электробусов.
Уже к концу 2020 года появились первые результаты — аварийность на общественном транспорте столицы снизилась на 26%. Устройство сканирует лицо водителя, подает сигналы при обнаружении признаков переутомления и пересылает сведения в мониторинговый центр, где внимательно следят за ситуацией и при необходимости снимают работника с рейса. К концу 2020 года благодаря комплексу удалось предотвратить более 11 тысяч инцидентов, которые потенциально могли привести к ДТП.
В течение 2020 года разработчики «КСОР» выпустили уже второе поколение устройств и адаптировали платформу к обработке больших объемов данных. Нейросеть получила новые возможности: искусственный интеллект отмечает опасные участки дороги для последующей аналитики человеком на основании метаданных, включая скорость транспортного средства и геолокацию. Появилась функция риск-профилирования водителя: анализ манеры вождения и выработка рекомендаций для повышения квалификации сотрудников.
После того, как система зарекомендовала себя на предприятиях «Мосгортранса», продукт вышел в регионы. Комплекс устройств используют транспортные компании Санкт-Петербурга, Дмитрова, Ярославля, Дзержинска и других городов. Система также была протестирована российским ритейлом и различными транспортными структурами.
Система устройств второго поколения — особенности работы
Решение «Антисон» — бесконтактное и состоит из трех компонентов:
§ устройство видеонаблюдения и аналитический блок в кабине водителя;
§ нейросеть, которая обучается на датасете — собранном и структурированном массиве данных, который пополняется ежедневно;
§ центр мониторинга.
Видеокамера с инфракрасным фильтром отслеживает мимику водителя по десятку точек в режиме 24/7. Вычислительный блок собирает информацию и в режиме реального времени передает данные в нейросеть, которая анализирует видеопоток. Как только система обнаружит признаки аномального поведения водителя, в кабину подается световой и звуковой сигнал. Одновременно комплекс фиксирует проблемный участок трассы и отправляет видеофрагмент в мониторинговый центр.
Диспетчер фиксирует факт срабатывания системы и подтверждает инцидент. Причиной нестандартного события может быть не только усталость водителя, но и курение, разговоры по телефону, помехи в зоне видимости или отклонение от маршрута. В дальнейшем сотрудники отдела мониторинга анализируют ситуацию и могут принять решение освободить водителя от работы. Все уведомления и статистика инцидентов хранятся в личном кабинете заказчика и включаются в ежедневный отчет.
Вся актуальная информация собирается в одном месте. Руководство транспортной службы получает:
§ детализацию событий;
§ сведения о каждом транспортном средстве: скорость, локацию, маршрут;
§ отчет за любой выбранный период.
По желанию клиента система может быть дополнена рядом функций. В частности, среди возможностей «Антисна» — ведение личных карточек водителей, где отражается количество рискованных ситуаций и статистика нарушений. В результате руководство получает представление о надежности сотрудника и может рекомендовать ему пройти курсы повышения квалификации и повысить безопасность вождения.
Результаты внедрения системы на коммерческом транспорте
Комплекс «Антисон» — система, направленная прежде всего на снижение рисков, безопасность и защиту всех участников дорожного движения. По статистике «КСОР», установка оборудования на машины автопарка снижает аварийность до 75% уже в первые полгода использования. Кроме того, постоянный контроль мотивирует водителя к аккуратному вождению и стимулирует неукоснительно соблюдать ПДД. Диспетчер всегда знает, где находится транспорт, что исключает нецелевое использование ТС и другие мошеннические схемы.
Клиентам не нужно создавать собственную диспетчерскую службу — информация поступает в единый мониторинговый центр. Сокращаются расходы на содержание специалистов, которые отвечают за безопасность работы автопарка. Снижение числа дорожно-транспортных происшествий, в свою очередь, экономит ресурсы предприятия, которые уходят на ремонт подвижного состава после аварий. Кроме того, повышается сохранность грузов, снижается травматизм, растут показатели эффективности работы компании.
Последние новости и ближайшие перспективы
В 2021 году «КСОР» заключила соглашение о сотрудничестве с оператором Next Mobile. Провайдер обеспечивает агрегацию всех сотовых сетей и автоматически подключает оборудование к самому качественному сигналу. Сим-карты оператора позволяют комплексу бесперебойно работать, так как подбирают сеть с наилучшим приемом в любой точке страны. Партнеры уверены, что соглашение повысит эффективность работы «Антисна» и будет способствовать росту безопасности грузовых и пассажирских перевозок.
Инженеры группы компаний «КСОР» постоянно дорабатывают систему: в ближайшем будущем планируется внедрить предиктивные алгоритмы и системы, которые помогут водителю принимать решения и безопасно управлять транспортным средством. «Антисон» — часть национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», поэтому в последующие год области применения комплекса будут только расширяться.