С уходом Meta* с российского рынка основные инструменты digital-маркетинга значительно изменились. Это повлекло за собой формирование новых тенденций, которые уже сейчас демонстрируют свою эффективность в продвижении товаров и услуг брендов.
О главных российских трендах интернет-маркетинга в 2022 году расскажет Юрий Косурин, независимый SEO-эксперт, сооснователь digital агентства UP Digital.
1. Новый этап развития SEO-продвижения
В последние месяцы ряд SEO сервисов покинули российский рынок: Ahrefs, Serpstat, SE Ranking и другие. Часть из них, например, Netpeak, заблокировали доступ к своим платформам и списали все средства с личных счетов кабинетов пользователей из России и Беларуси. Другие все еще продолжают выполнять свои обязательства по действующим подпискам, но пополнение баланса больше не доступно. К счастью, альтернативы, частично закрывающие потребность SEO-специалистов, существуют: ТопВизор, AllPositions, Сервисы Rush Analytics и Пиксель Плюс. По-настоящему, проблема сохраняется с аналогом Ahrefs, полноценная замена которому отсутствует, однако, сохраняется возможность доступа через VPN.
Но, несмотря на это, на российском рынке поискового продвижения сложилась уникальная ситуация. После отключения рекламных сервисов Google в выдаче результатов по поисковым запросам находятся только органические результаты, за которые полностью отвечает SEO. В связи с этим бизнес массово переводит свои рекламные активности во ВКонтакте, Яндекс.Директ, блогерские интеграции, чем резко поднимает стоимость рекламных кампаний, забыв про SEO. Благодаря этому конкуренция в органической выдаче Яндекса сохранилась без изменений, а в поисковой выдаче Google органические результаты выдачи получают значительно большую посещаемость, поскольку рекламных объявлений Google больше нет.
«Так как принципы продвижения сайтов сохранились без изменений, то стоимость получения заказов на товары и услуги из поисковой системы Google в свою очередь уменьшилась, поэтому владельцам сайтов сегодня стоит скорректировать рекламные бюджеты и не останавливать поисковое продвижение в это нестабильное время», – комментирует Юрий Косурин.
2. Социальная включенность
В 2022 году аудитория ожидает от отечественных брендов стремления к инклюзивности. Потребители хотят, чтобы компании отражали их интересы и жизненную позицию, не выделяя определенных социальных групп. Для клиентов важно ощущать свою причастность к ценностям производителя, продукцией которого они пользуются.
Именно поэтому бренды стали еще глубже изучать свою аудиторию, стараясь задействовать их опыт в различных рекламных материалах. Это значительно увеличивает лояльность потребителей и положительно влияет на успешность рекламной кампании.
3. Выстраивание доверия
Еще одним способом повышения лояльности клиентов продолжает оставаться прозрачное ведение бизнеса. Как и в период пандемии аудитория отдает предпочтение брендам, к которым ранее уже был выработан определенный уровень доверия.
В связи с этим потребители ждут от компаний качественного сервиса, высокого рейтинга и хорошего имиджа. Клиенты также хотят, чтобы бренды открыто оглашали свою позицию по волнующим вопросам в своих социальных сетях, чтобы иметь возможность ассоциировать себя с любимым производителем товаров и услуг. Более того, любая ошибка может стоить доверия большой части аудитории.
4. Использование всех доступных каналов для продвижения
В современных реалиях важным способом сохранения позиций на рынке стала мультиканальность. Бренды сегодня, помимо официального сайта, должны иметь страницы в социальных сетях и мессенджерах, аккаунты на маркетплейсах и в интернет-магазинах и прочее. Среди социальных сетей и мессенджеров наиболее актуальными на сегодня являются «ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram, WhatsApp и «Яндекс.Мессенджер». В числе маркетплейсов стоит обратить внимание на «СберМегаМаркет», AliExpress, Ozon, «Яндекс.Маркет», Wildberries и прочие.
Это связано с активной миграцией аудитории в различные каналы коммуникации, в связи с блокировкой сервисов Meta. Чтобы сохранить и преумножить количество клиентов компаниям стоит охватывать все возможные инструменты продвижения, оставаясь на связи с потребителями, где бы те ни находились.
5. Сокращение дистанции между аудиторией и брендом
Этот тренд не исключает тенденции мультиканальности. Несмотря на потребность широкого охвата рынка, бренды должны стремиться к сокращению дистанции между потребителем и производителем. Клиентам нравится чувствовать заботу, поэтому возможность сделать заказ напрямую у поставщика, задать интересующий вопрос и получить быстрый и актуальный ответ на него крайне важна.
В 2022 году аудитория еще больше ценит удобство, поэтому отдает предпочтение брендам, которые имеют собственное приложение с понятным интерфейсом или сайт с чат-ботом. Потребителям нравится быстрая доставка до дома или офиса, наличие акций и скидочных промокодов. Именно поэтому бизнес продолжает заниматься развитием собственных каналов коммуникации, делая их максимально доступными для клиентов. А компании с экосистемами, объединяющими в себе сразу несколько сервисов в едином пространстве, безусловно, занимают лидирующие позиции на рынке.
6. Онлайн-трансляции и видеоконтент
Проведение онлайн-трансляций тоже позволяет сокращать дистанцию между аудиторией и брендом, а также предоставляет клиентам возможность погрузиться в более развлекательный контент. Проводить их можно в Telegram, ВКонтакте и других отечественных каналах коммуникации.
Так, например, «Одноклассники» стал 3 по популярности социальной сетью для миграции блогеров. Платформа обновила сервис исчезающих фото и видео «Моменты», благодаря чему к мультимедийному контенту можно добавлять ссылки на сайты и блоги в интернете, вне зависимости от наличия официального статуса и количества подписчиков. А для пользователей мобильных приложений вышло обновление в виде анимированных фонов, позволяющее делать опубликованное фото более заметным в ленте.
Также видеоконтент можно публиковать на отечественной платформе Яндекс.Дзен. Сервис имеет большую и активную аудиторию, а также функционал платного продвижения. А Rutube – российский аналог YouTube – перезапустился в прошлом году имеет возможность монетизации и проведения стримов. Его аудитория за последнее время выросла в 5.5 раз.
Такой видеоконтент является альтернативой привычным, но ушедшим из России роликам в Инстаграм и TikTok. Бренды выбирают интересные темы, приглашают к беседе экспертов, делают обзоры на новые коллекции или знакомят с процессом производства – варианты идей не ограничены.
7. Удобство оплаты
В связи с отключением части платежных систем аудитория стремится сохранить возможность удобной оплаты и отдает предпочтение тем брендам, которые могут ее обеспечить. Именно поэтому компаниям стоит внимательнее относиться к исправности заявленных способов оплаты заказов и расширять их количество для улучшения клиентского опыта.
Если у бизнеса есть возможность предоставить оформление покупки в кредит или рассрочку, с помощью наложенного платежа или через онлайн-кошельки, то ее стоит предоставить. К примеру, некоторые компании вводят оплату счетов через боты в Telegram.
8. Сторителлинг в социальных сетях
В связи с повышением уровня эмпатии аудитория высоко ценит и сторителлинг. Помимо официальной информации клиенты хотят видеть реальные истории предыдущих покупателей или информацию о компании и продукте в доступном формате. Бренды все чаще рассказывают об обычных людях, делятся их опытом – такой формат продолжает оставаться эффективным инструментом продаж. Компании выбирают сценарии, где аудитория может познакомиться с главным героем, узнать о его проблеме и способах ее преодоления.
При этом не менее важно качество написанных историй. За хорошим текстом можно обратиться в специализированное агентство, к частному копирайтеру или написать его самостоятельно, проверив материал на специальных площадках. Например, российский сервис Retext.AI позволит перефразировать существующий текст, сделав качественный рерайт для повышения уникальности. Платформы Орфограммка или Главред подсветят грамматические ошибки и оценят читаемость готовой истории.
9. Пользовательский контент
Помимо сторителлинга бренды отмечают и эффективность пользовательского контента. Бизнесу не обязательно рассказывать об опыте клиента, ведь пользователь сам может им поделиться.
Многие компании отслеживают отзывы потребителей о приобретенном продукте и делают репосты в собственные социальные сети. Более того, некоторые напрямую связываются с покупателями с предложением рассказать о своих впечатлениях о товаре, чтобы сделать интересный контент на официальном канале. Статистически аудитория больше доверяет информации, рассказанной обычным человеком, поэтому пользовательский контент сохраняет свою актуальность в 2022 году.
10. Использование искусственного интеллекта
Сегодня не все бренды могут справиться с увеличением потока клиентов и на помощь им приходят технологии искусственного интеллекта. Процесс автоматизации идет очень быстро, ведь машинное обучение и ИИ способны к анализу огромного количества данных.
Современные технологии помогают в прогнозировании результатов, выборе эффективных стратегий и способствуют оптимизации множества бизнес-процессов, включая коммуникацию. К примеру, российский сервис Relap поможет бизнесу увеличить средний CTR и глубину просмотра контента, а Retext.AI – ускорить процесс наполнения сайта качественным контентом, в том числе его англоязычную версию.
11. Увеличение объемов аналитики
12. Продвижение через инфлюенсеров
13. Технологии геофенсинга
14. Голосовой поиск
15. Виртуальные технологии
*Компания Meta (владеет соцсетями Facebook и Instagram и мессенджером WhatsApp) признана экстремистской организацией и запрещена в России.