У нас в гостях Азат Фаргатович Галимзянов, идейный вдохновитель и создатель «Клуба Строителей», а также большой строительной компании, занимающейся ремонтом и дизайном «Ремонт-Экспресс». Азат – очень многогранная личность. Он является спикером ТВ и радио, инвестором, наставником предпринимателей из строительного сегмента бизнеса, серийным предпринимателем, совладельцем 5 компаний, занимающихся стройкой.
Азат рассказал, почему выбрал из многих сфер бизнеса именно строительство, а также поделился секретами своего успеха.
«Предприниматель в любом случае выигрывает – либо зарабатывает деньги, либо приобретает ценный опыт»? - Азат Галимзянов.
Азат, расскажите, чем Вы занимаетесь в настоящее время?
В данный момент я продвигаю ряд направлений строительного бизнеса совместно с партнёрами:
- сбыт и монтаж светопрозрачных алюминиевых и пластиковых конструкций;
- проектирование, продажи и монтаж систем вентиляции и кондиционирования;
- возведение малоэтажных зданий;
- разработка дизайна и работы по отделке помещений;
- инвестирование в недвижимость: загородные дома, квартиры, апартаменты, коммерческое строительство, парки, отели;
- развитие сообщества владельцев строительных компаний (бизнес комьюнити «Клуб Строителей»).
Почему Вы избрали сферу строительства? Чем она привлекла Вас?
Я сделал свой выбор ещё в 2010 году, так как был уверен, что строительство всегда актуально, всегда будет расширяться и расти, а строительные услуги всегда будут пользоваться спросом для возведения как частных, государственных, так и коммерческих зданий. Я предпочёл строительную сферу ещё и по той причине, что в ней можно многое улучшить, сделать совершеннее. Современный рынок содержит массу неэффективных элементов, часто нет порядка в организации работ, что напрямую связано с непрофессионализмом персонала, с неотлаженными бизнес-процессами. Поэтому, начав развивать данный бизнес, мы сделали всё иначе: стали нанимать профессионалов, старались максимально автоматизировать процессы и выстроить их так, чтобы свести до минимума человеческий фактор, связанный, например, с расчётами, сметами).
Строительство непрерывно развивается и выполняет функцию драйвера экономики, за которым следом идёт огромное количество остальных сфер. Это и производство стройматериалов, и обеспечение трудовой занятости населения (больше 10%). Нужно учесть не только производителей, но и ретейлеров, поставщиков строительных материалов.
Я люблю создавать, получая ни с чем не сравнимые ощущения, когда на ровном участке земли поэтапно возникает красивое здание с отделкой и мебелью. Это продукт, который можно потрогать и ощутить. Он реален, имеет мощную визуальную составляющую и является источником нескончаемой позитивной энергии, что сильно вдохновляет и мотивирует. Это направление, которым всегда хочется заниматься!
Почему Вы ушли из компании, которую сами создали и сделали успешной?
Первое - мне хотелось остановить мгновение и зафиксировать момент, когда компания достигла вершины своего расцвета. Часто бывает так, что бизнес, существующий много лет, уже не развивается, а существует по инерции, и собственники из последних сил поддерживают его жизнь. Мне очень не хотелось быть свидетелем этой стагнации. Я хотел, чтобы при мне компания запомнилась всем максимально привлекательной.
Вторая причина заключалась в том, что этот проект отнимал большое количество энергии и времени и его было тяжело совмещать с остальными направлениями бизнеса. Компания была довольно большой и требовала моего постоянного присутствия для своего нормального развития. Поэтому я решил уйти, чтобы посвятить своё время другим проектам.
Какова цель создания «Клуба строителей»?
Клуб строителей является сообществом владельцев строительных компаний. Это бизнес комьюнити, объединяющее предпринимателей из сферы строительства. Я, как участник этого рынка, имею огромнейший опыт, и уверен, что такое объединение нужно предпринимателям для возможности решения многих вопросов. Во-первых, это возможность обмена опытом для понимания, каким образом коллеги могут решать целевые вопросы маркетинга, продаж, юридических аспектов. Во-вторых, это кросс-маркетинг, партнёрство, сотрудничество на крупных объектах для передачи друг другу непрофильных заявок, чтобы заработать на этом. В-третьих – это возможность повысить уровень культуры бизнес-среды именно в сфере строительства и самого рынка.
В чем выражается миссия Вашего наставничества?
Мне нравится заниматься самим процессом. Я охотно делюсь опытом, а потом наблюдаю, как мои ученики внедряют переданные им инструменты и применяют обсуждённые нами стратегии и методики. Приятно получать обратную связь и видеть, что всё прекрасно работает, что, опять же, подтверждает мою компетенцию. Третье – я в принципе полагаю, что человек обязан делиться своими знаниями с другими людьми. Получив определённый опыт, он должен передать его дальше. Не должно быть застоя, скапливания информации, необходим информационный и энергетический обмен с другими людьми. Чтобы получать больше, нужно больше отдавать!
Каковы условия для успешного роста и развития компании?
Первое, это наличие рынка, большого и динамично развивающегося, не монополизированного. Например, если рассматривать рынок такси, то в данном контексте идея создания ещё одного агрегатора типа Яндекс.Такси будет утопична. А если рассуждать про рынок строительства, он максимально фрагментированный, где присутствует большое количество мелких, средних и крупных компаний, то там всегда можно найти себе нишу.
Второе – это основное качество руководителя, а именно умение создавать команду. Бизнес, это когда работает команда, а не собственник. Если он сам занимается какими-то процессуальными вопросами, то это больше ремесленничество, нежели бизнес. Обычно таким образом строится работа в микро-компаниях.
Третье – это системность руководителя, или его способность к созданию и автоматизации бизнес-процессов, делегирование своих функций подчиненным, чтобы вся выстроенная им система могла бесперебойно работать без его непосредственного участия.
Четвёртое – умение держать фокус, концентрировать внимание на главной цели, основной задаче. Если руководитель будет отвлекаться и распыляться на всё подряд, то это явно не приведёт к хорошему результату.
И, разумеется, важна любовь к своему делу, ваше искреннее желание им заниматься и вкладывать в него свою энергию и силы. А для наличия подобной энергии каждому руководителю должно соответствовать окружение, которое будет его мотивировать, подкидывать ему идеи, держать его руку на пульсе рынка, подсказывать новейшие тренды и эффективные маркетинговые инструменты. По этой причине необходимо расширять круг знакомств, вступать в отраслевые сообщества, такие, как Клуб строителей.
Как Вы обычно планируете отдых?
Для меня работа и отдых особо не разделяются. Работа, это непрерывный процесс с утра до самого вечера. Я легко переключаюсь с бытовых вопросов, занятий спортом, на деловые встречи и всевозможные рабочие моменты, планёрки. Я всегда на связи по телефону, мессенджерам, у меня непрерывно происходит генерация новых идей, составляются планы по выполнению текущих задач, происходят встречи с партнерами, решаются мои личные вопросы.
Я получаю большое удовольствие и удовлетворение от своей работы, которая является одним из моих смыслов жизни. Бизнес, вот моё хобби!
Вы повышаете свою квалификацию? Как часто это происходит?
Стараюсь делать это на регулярной основе. Было время, когда я проходил обучающие программы, связанные с бизнес-навыками и с софт-скиллами. Считаю, что это нужно делать постоянно. Обучение должно быть непрерывным процессом, тем более сейчас, когда всё так быстро меняется. Бывали периоды, когда сложно было выделить время для полноценных обучающих программ, но это ещё из-за того, что, кроме этого, существует огромный объём информации, с которой нужно работать. Накопился некоторый потенциал, который нужно в данный момент использовать и только потом получать новые знания. Здесь нужен определённый баланс во избежание переизбытка информацией, обучения ради обучения. Знания должны внедряться на практике, иначе они не усваиваются и толку от них не будет.
Посещает ли Вас порой желание развивать бизнес в других сферах?
Да, мы регулярно запускаем новые проекты с партнёрами. Иногда я занимаюсь этим самостоятельно. Мы тестируем различные продукты, и я придерживаюсь обычно следующего принципа синергичности: если выстраивать какое-либо новое направление, то те, которые уже существуют, должны его усиливать. Например, у нас есть строительство, и можно (теоретически) запустить направление, связанное с комплектацией объектов материалами. Или юридическое сопровождение. Одно усиливает другое, а начинать заниматься чем-то абсолютно новым, ничем не связанным с текущим направлением, в чём нет опыта и компетенции, это большой риск. У меня были кейсы, когда я заходил в абсолютно не профильные для меня ниши и это, увы, не увенчалось успехом. Поэтому принцип синергичности здесь обязателен.
Расскажите о новых проектах и планах
Я стараюсь поменьше делиться планами. Возможно, в этом есть доля суеверия, но, по мне, лучше сначала выдать результат, а после этого заявлять о проекте. Даже если нет нужного результата, всегда в итоге есть опыт. То есть, предприниматель в любом случае выигрывает – либо зарабатывает деньги, либо приобретает ценный опыт.