Каждому инвестору перед запуском инвестиционного проекта хотелось бы знать на какие меры государственной поддержки, в том числе налоговые льготы, можно претендовать, и при каких обстоятельствах они доступны. Юлия Шестова, старший партнер компании налогового консалтинга RUSTAX, ведущий эксперт WISOFT (автоматизированный сервис по поиску налоговых льгот для бизнеса) расскажет, как оценить привлекательность инвестиционного проекта в текущих реалиях.
Налоговые льготы – это один из самых эффективных инструментов стимулирования инвестиций.
Рассмотрим один из механизмов государственной поддержки крупного бизнеса – соглашение о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК).
1 апреля 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (далее – Закон № 69-ФЗ), которым введена новая форма инвестиционного сотрудничества государства и бизнеса – СЗПК.
Соглашение в рамках указанного инвестиционного режима предполагает выполнение обязательств между инвестором, федеральной и региональной властью.
Процесс заключения СЗПК был приостановлен в апреле 2021 года, а его возобновление произошло только после вступления в силу новых Правил заключения СЗПК (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2022 г. N 1602 «О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений»).
Заключение СЗПК дает инвесторам ряд преимуществ.
Во-первых, гарантии неизменности условий ведения бизнеса.
СЗПК предусматривает распространение "стабилизационной оговорки" на проекты. Ее суть заключается в неприменении в отношении организаций актов государственных органов, ухудшающих условия деятельности, в гарантии неизменности налоговых и регулятивных условий в течение 6-20 лет.
Во-вторых, СЗПК дает возможность возместить затраты на инфраструктуру (обеспечивающую и сопутствующую), на проценты по кредитам и займам в размере от 50% до 100% фактически понесенных затрат.
В-третьих, участникам СЗПК доступна к применению льгота по НДПИ – коэффициент Крента = 1 на срок действия СЗПК (до 20 лет) при выполнении определенных условий.
Для крупных инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых положительный экономический эффект от применения данной льготы весьма ощутим.
28 июня 2022 года в Закон № 69-ФЗ, а также в НК РФ были внесены существенные поправки (Федеральным законом от 28 июня 2022 г. № 226-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" и Федеральным законом от 28 июня 2022 г. № 225-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"). Среди основных изменений:
- внедрение механизма налогового вычета. Наряду с такой формой возмещения затрат, как субсидия (регулируется Бюджетным кодексом) введен механизм налогового вычета (регулируется НК РФ) в отношении налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, земельного налога. В результате применения налогового вычета налоги могут быть снижены вплоть до нуля;
- транспортный налог исключен из перечня налогов, за счет которых возможно возместить затраты;
- из состава возмещаемых затрат исключены затраты на НИОКР. Ранее возможно было возместить до 20% таких затрат;
- возможность возмещения затрат на инфраструктуру исключена для организаций, заключивших СЗПК, реализующих проекты в сфере добычи руд цветных металлов (золота), объем капитальных вложений в который составляет не менее 300 млрд руб., и включенных в реестр участников региональных инвестиционных проектов;
- внесены корректировки в понятие сопутствующая инфраструктура. В новой редакции п. 13 ч. 1 ст. 2 Закона № 69-ФЗ 100% затрат на создание сопутствующей инфраструктуры компенсируется только в случае передачи таких объектов в государственную собственность или в собственность регулируемой организации;
- введено обязательство организации, реализующей проект, по переходу на налоговый контроль в форме налогового мониторинга в течение трех лет со дня заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Если в этот срок организация не перешла на налоговый мониторинг – это будет являться основанием для расторжения СЗПК;
- реализована возможность привлечения заемных денежных средств в качестве капиталовложений в инвестиционные проекты. Ранее в капиталовложениях учитывались только собственные средства. Соответственно и возмещение понесенных затрат было возможно только в пределах собственных средств;
- скорректированы условия "новизны проекта", определения даты начала нового инвестиционного проекта;
- минимальный объем инвестиций в проект для федеральных СЗПК увеличен до 750 млн руб. (ранее – 250 млн руб.), а для региональных остается неизменным – 200 млн руб.;
- уточнен состав стабилизационных оговорок.
Так, например, фиксированные условия по ставкам вывозных таможенных пошлин сохраняются по состоянию на 1 января 2022 года.
Из перечня "стабилизационных" актов исключаются акты, регулирующие взимание утилизационного сбора и акцизов на автомобили легковые и мотоциклы.
Наряду с изменением законодательной базы была разработана государственная информационная система "Капиталовложения", посредством которой обеспечивается электронный документооборот между бизнесом и государственными органами, происходит подписание СЗПК. До сегодняшнего дня ГИС продолжает совершенствоваться. На базе системы планируется создание реестра проектов СЗПК, мониторинг их реализации, возмещение затрат и предоставление налоговых вычетов.
***
СЗПК – очень своевременное, проработанное и эффективное решение, с учетом которого бизнес может продолжать долгосрочное планирование и реализацию инвестиционных программ в неизменных условиях.
Первые заключаемые СЗПК свидетельствуют о том, что в целом они уже стали эффективным инструментом стимулирования инвестиций.
Однако есть и узкие места. Например, отсутствие на законодательном уровне принципов раздельного учета для налогоплательщиков – участников СЗПК.
Несмотря на это, механизм СЗПК продолжает совершенствоваться, а это значит, что уже сейчас стоит задуматься о необходимости его использования при реализации своего инвестиционного проекта и совершить ряд действий, а именно:
- принять решение о необходимости заключения СЗПК;
- составить дорожную карту реализации процесса заключения СЗПК (в том числе для получения мер государственной поддержки);
- подготовить комплект документов для заключения СЗПК: заявку, проект соглашения, приложения (перечень документов достаточно обширный);
- выбрать форму государственной поддержки (субсидия или вычет);
- выявить спорные вопросы применения мер государственной поддержки в качестве участника СЗПК и возможные пути их решения;
- продумать методологию ведения раздельного учета.
О спикере
Шестова Юлия, старший партнер RUSTAX (налоговый консалтинг), ведущий эксперт WISOFT (автоматизированный сервис по поиску налоговых льгот для бизнеса)
Более 11 лет опыта работы в налоговых органах России, в том числе в отделах камеральных и выездных налоговых проверок. Опыт налогового консультирования среднего и крупного бизнеса в консалтинговых компаниях более 5 лет.
Удостоверение о повышении квалификации в ОЧУ ДПО "Специалист" по дополнительной профессиональной программе "Бухгалтерский учет 2019. Теория и практика". Участие в семинарах, бизнес-завтраках компаний "Гарант", "Руспродсоюз", "Банк Санкт-Петербург" в качестве спикера по тематике "Актуальные вопросы налогообложения, налогового контроля". Участие в «Международной неделе бизнеса» в Уфе в качестве спикера в сессии «Соглашение о защите и поощрении капиталовложений – перезагрузка, новые возможности для бизнеса», участник ПМЭФ-2023.
Источник изображения: 9111.ru