MICE-туризм – часть индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением бизнес-мероприятий – год от года демонстрирует способность выживать в любых кризисных ситуациях и успешно приспосабливаться к изменениям в экономике, геополитике, законодательстве и т.д.
Новые требования заказчиков
Структурно заказы в MICE-туризме не поменялись: клиенты всё также просят организовать логистику для всех гостей мероприятия, забронировать проживание, подобрать площадку и составить культурно-развлекательную программу для своего делового события. Как особенность можно отметить, что в 2024 году заказчики не желают делать гала-ужины в месте проведения деловой части события (например, конференции), а предпочитают проводить выездные застолья в колоритных ресторанах и банкетных залах. Таким образом у специалистов MICE-туризма добавился «еще один пункт» в списке дел.
Также с прошлого года продолжается тренд на сотрудничество крупных корпораций со специалистами, оформившими самозанятость. Если ранее корпоративная политика заказчиков предполагала жесткие рамки взаимодействия только с единственным агентством MICE-туризма, то сейчас клиенты стали более гибкими в этом отношении. И на одной площадке могут встретиться представители сразу несколько MICE-агентств плюс отдельные самозанятые профи.
А спрос на онлайн-мероприятия пошел на спад, что благоприятно влияет на индустрию MICE-туризма: она не перестает быть индустрией встреч – живых встреч.
«Сделайте нам так, как ни у кого не было» – самый редкий вид запроса. Он требует не только значительного бюджета на MICE-мероприятия, но и личную мотивацию заказчика на то, чтобы удивить гостей своего события. Потому что по-настоящему удивить сейчас стало сложно. Люди уже многое попробовали, многое видели. Заказы премиум-уровня предполагают сложный (интересный) туристический маршрут, насыщенную экскурсионную программу и комбинирование разных видов туризма, сочетание туризма с другими видами отдыха и досуга.
Дружественные направления туризма и дружественные страны
«За 28 лет существования агентства мы еще ни разу так часто не считали сметы на мероприятия в СНГ!» – откровенничают менеджеры MICE-департамента IBC Corporate Travel. Словосочетание «дружественные страны» в наши действительно можно встретить прямо в тендерной заявке. При чем это запросы не просто на групповые туристические выезды, а на полноценное MICE-мероприятие: и с деловой, и с развлекательной программой для своих сотрудников плюс для приглашенных гостей.
Узбекистан, Азербайджан, Армения, Казахстан, Грузия – регулярно звучат в запросах MICE-заказчиков. Спрос на них только растет.
Экологический, гастрономический, промышленный туризм – это тренд. При этом MICE-туристы – это чаще всего не просто зрители, это полноценные участники действия:
- если они отправляются в заповедную зону, то ждут полное погружение в естественную среду обитания диких животных;
- если в программе MICE-мероприятия запланированы гастрономические экскурсии, то от организаторов ждут кулинарные мастер-классы и дегустации;
- а промышленный туризм становится буквально источником новых идей для MICE-специалистов, ведь за последние 3-5 лет на арену туристического рынка вышло небывалое количество предприятий из области машиностроения, атомной энергетики, пищевой промышленности, металлургии, горнодобывающего дела, судостроения и многих других.
Повышенный спрос влечет за собой необходимость всё бронировать заранее. Что это значит для заказчика? Что весь процесс – планирование, обработка вариантов, согласование, взаимодействие с подрядчиками и поставщиками – требует более раннего старта работы. Создать MICE-путешествие «в последний момент» – тоже возможно, но с определенными неудобствами и для заказчика, и для исполнителя.
Прогнозы и планы
На данный момент нет вообще никаких оснований полагать, что MICE-туризм перестанет наращивать обороты или сбавит активность. Будут новые законы и требования – значит, будут новые возможности и новые условия. Но MICE-туризм однозначно будет жить.
Заменит ли искусственный интеллект полностью труд специалистов MICE-туризма? Однозначно, нет. Слишком много держится на человеческом отношении, да и поставщики туристических услуг автоматизированы и оцифрованы далеко не все. А вот привлекать технологические инновации на отдельные участки услуг – вполне уместно. VR, лазерные шоу, QR-визитки, чаты, боты, ИИ-помощники – всё это с успехом применяется при проведении MICE-событий.
В MICE-департаменте агентства IBC Corporate Travel прогнозируют, что в будущем станут востребованы направления на стыке цифровой трансформации и человеческого подхода. «Цифра» автоматизирует, оптимизирует и облегчает рутинный труд организаторов командировок и MICE-событий, а человеческий подход находит отражение в таких вещах, как консьерж-сервис, клиентская поддержка, авторские туры и VIP-сопровождение индивидуальных туристов.
IBC Corporate Travel – агентство делового туризма и MICE-мероприятий c 28-летней историей – организует систему на стороне клиента, используя инновационные технологии, экспертные знания и предложения поставщиков на эксклюзивных условиях.