Хотя сегодня слово «криптовалюта» не вызывает удивления у большинства пользователей интернета, лишь немногие покупали и продавали цифровые монеты. По разным оценкам, от 5% до 8% на 2024 год. Доля криптовалют в качестве платежей в онлайне за товары и услуги – ниже 1%.
Биткоин
Идеи создания биткоина были озвучены в 2008 году. Это первая децентрализованная криптовалюта на основе блокчейна. Сеть запустили в 2009-м и почти сразу появились клиенты для майнинга на ПК. Первая задокументированная покупка за криптовалюту была совершена в 2010-м, когда Ласло Хейниц заплатил 30,000 биткоинов (на тот момент – $30) за заказ двух пицц из Papa John’s.
В первые годы цифровые монеты принимали в основном те, кто торговал в интернете нелегальными товарами и услугами. На некоторое время возник риск, что криптовалюты всегда будут ассоциироваться с криминальной деятельностью.
Этого не случилось, и все больше легальных продавцов стали принимать биткоин в качестве оплаты. В основном это были транзакции в индустрии видеоигр и гэмблинга. Сотрудники WinPoker* рассказали, что уже в 2013 году можно было поиграть покер в интернете, пополнив счет биткоинами.
Развитие альткоинов
Биткоин показал жизнеспособность идеи блокчейнов, но обладал рядом недостатков и ограничений. Уже в 2011 появились первые альтернативы – Litecoin и Namecoin. Первая монета позволяла проводить транзакции быстрее и дешевле, чем в сети Биткоин. Вторая применила технологию блокчейна для работы DNS-серверов.
Следующим революционным шагом в развитии криптовалют можно назвать появление в 2015 году Ethereum. Сеть позволяла не только делать денежные переводы, но и запускать на базе блокчейна децентрализованные приложения и сервисы. Идея сразу заинтересовала крупнейшие IT-корпорации, включая Apple, Microsoft, Intel и Amazon.
Появление альткоинов ускорило распространение криптовалюты в качестве платежного средства. Новые монеты были значительно быстрее биткоина и проще в использовании. При этом комиссии за транзакции в альтернативных сетях – в разы меньше. Простота интеграции платежей через криптовалюты привела к тому, что поставщики товаров и услуг стали предлагать клиентам десятки вариантов оплаты. Чтобы сыграть в покер в интернете на деньги или пополнить баланс в Steam теперь подойдет почти любая популярная монета.
Стейблкоины
Свобода криптовалют от государственного регулирования и отсутствие привязки к реальным активам имеют свою цену. Цифровые монеты подвержены высокой волатильности. Даже крупнейшая валюта по капитализации – биткоин – способна потерять до 30%-50% стоимости в течение недели. Большинству страшно пользоваться валютами, на которые так быстро меняется курс обмена.
Решением стали стейблкоины. Это не отдельные блокчейны, а токены, и они выпускаются в уже существующих популярных сетях. Их суть заключена в самом названии Stablecoin, где stable – «стабильный», coin – «монета». Ценность токенов привязана к реально существующим активам и валютам. Например, один USDT или USDC стоит $1, а к цене золота привязаны монеты XAUT и PAXG.
Благодаря стейблкоинам многие перестали бояться надолго оставлять деньги на криптокошельках и биржах. Это преодоление еще одно важного барьера на пути к массовому использованию криптовалют.
Сегодня активно применяются цифровые монеты не только, чтобы пополнить счет для игры в покер в интернете. Доля видеоигр и гэмблинга в платежах криптовалютами опустилась ниже 25%. В некоторых странах биткоин и другие монеты можно обналичить через обычный банкомат.
*WinPoker входил в одну из крупнейших сетей – iPoker.