Использование музыки на мероприятиях или в видеороликах — это не просто выбор плейлиста. Чтобы не нарушить закон, важно знать, как правильно оформить право на использование музыкальных произведений, поскольку штрафы за нарушение законодательства в области интеллектуальной собственности могут быть значительными. Мы обратились к Анне Ворониной, члену Ассоциации юристов России, бакалавру в области юриспруденции, чтобы выяснить, как избежать правовых проблем при использовании чужой музыки.
Лицензионные соглашения играют ключевую роль в правовом регулировании использования музыки. Они позволяют юридически зафиксировать условия использования и избежать правовых проблем. В зависимости от того, для чего используется музыка — для публичных мероприятий или видеороликов, для личного использования или коммерческого — условия лицензионных соглашений могут существенно отличаться друг от друга.
«Существует множество нюансов при использовании музыки на публичных мероприятиях», — объясняет Анна Воронина. — «Нет нарушений в её использовании, если есть письменное согласие правообладателя с подробным перечнем прав, которые он передаёт, и на какой срок. В подобном письменном согласии должны быть прописаны все юридические нюансы использования музыки, в противном случае имеется риск нарушений из-за недопонимания сторон при переговорах, когда договорились об одном, а в документах указана лишь половина договорённостей. Чтобы упростить процесс, многие музыканты и исполнители сотрудничают с Российским авторским обществом (РАО) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), которые регулируют вопросы предоставления права использования музыкальных произведений и фонограмм, а также выплаты вознаграждения правообладателям. Как правило, при организации мероприятий плейлист не ограничивается одной или двумя песнями, а состоит из целого сета музыкальных произведений. На моей практике в таких случаях целесообразно сразу обращаться в РАО и ВОИС, поскольку у них огромный список произведений, на которые вы можете в комплексе заключить лицензионное соглашение, а не собирать согласия от каждого правообладателя отдельно. Очень важное замечание: если ваше мероприятие организует подрядчик по договору с вами, это не означает, что вы не несёте никаких рисков! Сразу при заключении с ним договора уточняйте, что ему необходимо заключить договоры с РАО и ВОИС для возможности правомерного использования музыкальных произведений и фонограмм на вашем мероприятии. Если подрядчик не принимает данное условие, имеет смысл поменять подрядчика или просто заняться этим вопросом самостоятельно. Свяжитесь с РАО и ВОИС, обсудите с менеджером все нюансы и под ваше мероприятие оформите лицензионное соглашение, чтобы в первую очередь ВЫ могли избежать юридических рисков в будущем. Тем не менее, не все авторы сотрудничают с РАО и ВОИС. Некоторые управляют своими правами самостоятельно, и с ними необходимо заключить прямой договор. Всегда внимательно проверяйте желаемую для использования музыку в реестре произведений РАО».
Как пояснила выше Анна, нельзя использовать музыку на публичном мероприятии без письменного согласия правообладателя или соглашения с РАО и ВОИС. Более того, представители этих организаций регулярно проверяют публичные мероприятия на предмет нарушений. Например, Российское авторское общество (РАО) подало иск против Филиппа Киркорова на 2 миллиона рублей за нарушение им прав авторов песен, исполненных в Государственном Кремлёвском дворце в апреле 2022 года. РАО утверждает, что певец не выплатил вознаграждение авторам песен за их публичное исполнение. Позднее Киркоров добровольно оплатил указанную сумму. Также в 2023 году несколько танцевальных студий в Екатеринбурге подверглись проверкам, и их владельцам выписали штрафы за использование музыки без лицензий. В том же году в Челябинске рестораны получили иски с требованием выплатить штраф за использование песен зарубежных исполнителей, таких как Sam Smith, Maroon 5, Megan Thee Stallion, Rita Ora и Travis Scott, которые находятся в реестре РАО.
«С российской музыкой всё более-менее понятно: если автор не сотрудничает с РАО и ВОИС, вы заключили договор с автором напрямую и выплачиваете ему вознаграждение напрямую, платить РАО и ВОИС в таком случае не нужно. Но с зарубежными песнями сложнее. Если у вас есть письменное разрешение от автора или его представителей на использование произведения, вы прописали порядок выплаты вознаграждения за использование произведения, нарушений с вашей стороны нет. В противном случае суды поддерживают РАО, поскольку бесплатно и без договора вы не имеете права использовать чужие произведения, будь то они российские или зарубежные», — поясняет Анна.
Для включения музыки в публичных местах — таких как кафе, рестораны, салоны красоты, торговые центры, гостиницы и другие заведения — необходимо иметь лицензионное соглашение или письменное согласие правообладателя, зачастую позволяющее не просто использовать музыкальное произведение, а использовать его именно в коммерческих целях. В противном случае вас могут оштрафовать. Согласно ст. 1301 и ст. 1311 Гражданского кодекса РФ, штраф за незаконное использование одного произведения может составить от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Это существенная сумма, которой лучше избежать.
Использование музыки в видеороликах имеет свои нюансы. При использовании музыки в видеороликах важно учитывать цели создания ролика. Следует понимать, будет ли он использоваться в коммерческих или личных целях, транслироваться на телевидении или только внутри компании. Эти аспекты определяют, какую музыку можно использовать и на каких условиях.
«Условия каждого конкретного лицензионного соглашения могут существенно отличаться», — повторяет юрист. — «Например, в некоторых лицензионных соглашениях разрешено использовать музыку только в составе видеоролика, то есть запрещено её использование отдельно от видео, поскольку это уже нарушает заявленную цель использования. Также, если ролик коммерческий, в лицензии должно быть прямо прописано право на использование музыки в коммерческих целях. Важно внимательно изучать условия лицензионных соглашений, чтобы избежать нарушений».
Если вы нанимаете подрядчика для создания видеоролика с музыкальным сопровождением, лицензионное соглашение на музыку, входящую в состав видеоролика, должно предусматривать право на сублицензию. Это позволит подрядчику оформить лицензию сначала на себя, а затем передать вам право на использование музыки в составе видеоролика по сублицензии. Однако часто подрядчики по ошибке оформляют лицензию на иное лицо, а не на свою компанию, что может привести к дополнительным проблемам.
«Предположим, вы наняли подрядчика — ООО «Ромашка» — для создания видеоролика с музыкой. Если в лицензии на музыку указано право на сублицензию, но сама лицензия изначально оформлена на, например, креативного директора ООО «Ромашка» — Иванова Ивана, это недопустимо. Это происходит гораздо чаще, чем вы думаете, особенно с индивидуальными предпринимателями. Я настоятельно советую сразу запрашивать у подрядчика лицензию и убедиться, что в ней всё оформлено правильно», — рекомендует Анна.
Если ошибка уже допущена, её можно исправить. Вы вправе заключить один договор с вашим подрядчиком на создание видеоролика без музыки, а затем отдельно заключить второй договор с лицом, на которое юридически оформлена лицензия с правом на сублицензию, о монтаже уже вашего готового видеоролика без музыки с музыкальной дорожкой по сублицензии. «Но опять-таки здесь всё зависит от того, какой объём прав вы хотите получить на видеоролик и музыку в его составе. Если вам необходимо полное отчуждение исключительных прав на видеоролик, включая музыку в его составе, то использование музыки по лицензии в принципе не допустимо. В таких случаях музыка должна быть написана под вас, и исключительные права должны быть переданы вам как на музыку, так и на видеоролик», — дополняет Анна.
Отдельно следует отметить, что существует категория произведений, за использование которых не требуется платить. Согласно российскому законодательству, музыкальные произведения становятся общественным достоянием через 70 лет после смерти автора. Часть 2 статьи 1282 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом всё ещё будут охраняться авторство, имя автора и неприкосновенность произведения. Также, согласно статье 1259 Гражданского кодекса РФ, народные песни (фольклор) можно использовать без оплаты, поскольку они не являются объектами авторских прав и не имеют конкретных авторов.
Автор: Милана Ниясова