21:27
Пробки:   1
$
99.0180
104.5016
Трудности книжного бизнеса 2015
Трудности книжного бизнеса 2...
Подписка на рассылку

Трудности книжного бизнеса 2015

7 сентября 2015
1394
4 мин.
Трудности книжного бизнеса 2015
6 сентября завершилась Московская Международная Книжная Ярмарка 2015, которая прошла под эгидой Года Литературы в России. На выставке можно было наблюдать на примере стендов ситуацию с книжным бизнесом в стране и услышать оценку экспертов.

Первое что бросалось в глаза постоянным посетителям выставки – резко сократившееся количество участников. Пустых стендов не было, но были большие пустые пространства, несколько огромных стендов почетных гостей и партнеров выставки, которые раньше негде было бы поставить из-за огромного числа желающих участвовать в выставке. Благодаря хитростям архитектурного планирования помещения, «на глаз» впечатление, что имеет место только 20-25% снижение числа участников.

В официальных же материалах говорится о том, что в выставке приняли участие боле 400 издательств, из 30 стран. Для сравнения, в 2014 году в выставке приняли участие около 1000 издательств из 60 стран мира. Получается, что на выставке было более чем в два раза меньше участников, чем в прошлом году.

Так как ММКВЯ традиционно воспринимается зеркалом книжного рынка и книжного бизнеса России, эксперты и гости выставки были несколько обеспокоены таким положением дел. Но помимо проблем книжного рынка, в этом году были еще и большие проблемы с организацией самой выставки. По неизвестны причинам, бывшее руководство и команду администрации выставки убрали практически в полном составе. И произошло это всего за несколько месяцев до события. Более того – за два месяца до открытия выставки команда менялась еще два раза.

Не удивительно, что пока шла передача дел и люди входили в рабочее русло, время было упущено и из-за царящей неразберихи многие издательства просто не смогли получить стенд. Официально – не было мест, хотя убедиться в обратном мог любой посетитель выставки. Вместить в павильоне еще 100-200 стендов можно было без особых проблем. Так что в этом плане зеркало получилось несколько кривым.

Что же касается книжного рынка, то основных проблем там две: падение курса национальной валюты, и падение продаж в регионах. Первая проблема отражается на издании книг зарубежных авторов и издательств. При существующих договоренностях о роялти с авторами, стоимость издания становится слишком большой для продажи в России. Но эта проблема решаема, так как и зарубежные авторы и издательства понимают важность сохранения присутствия на российском рынке зарубежной литературы. Например, авторы соглашаются привязать долю роялти к рублю. Издательства тоже переходят на рублевые исчисления, так например, издательская группа «Нью-Эра», публикующая работы Рона Хаббарда, ограничилась лишь небольшим повышением цен на свою продукцию в январе 2015 года, и заморозило их до конца года.

Вторая проблема – это продолжающееся падение продаж в регионах в отсутствие книжных сетей, что делает работу региональных издательств более проблематичной. При этом в Москве в магазинах имеет место перенасыщение книгами. Хотя сейчас этот дисбаланс постепенно уходит и ситуация нормализуется.

Еще одним показателем было увеличение количества издательств, которые предлагают книги в электронном формате. Знаменательным в этом плане стало и то, что одним из главных партнеров выставки в этом году стал магазин электронных книг «ЛитРес». Тенденция к переходу читателей к электронным носителям и отказу от бумажных книг продолжает развиваться.

В то же время продажи бумажных книг сохраняются на хорошем уровне. Тут прогнозы экспертов можно свести к тому, что бумажные книги будут покупать либо люди старшего поколения, для которых они привычнее, либо это будут книги, которые действительно вызывают отклик у читателя. Потому как тратить в 2-3 раза больше денег за книгу, которую удобнее прочитать на электронном устройстве можно только в том случае, если эта книга понравилась, и ее хочется видеть у себя дома в личной библиотеке.

С точки зрения посещения и спроса на выставке было все как обычно – большое количество людей, длинные очереди за книгами и автографами и постоянные продажи в магазинах. Следовательно, рынок жив и будет жить. Чтобы то же было и с ММКВЯ, новому руководству следует перенять главное – открытость к диалогу с участниками и ориентацию на увеличение числа участников, а не на создание видимости заполненной выставки.





Артём Кузнецов
Раздел:

Общественная редакция в Москве

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8167826833
Умерли за год
52053111
Родились за год
128059866