В российском государстве каждый год гражданами и торговыми сетями выбрасывается пищевых продуктов, оцененных экспертами РАЭК и «ТИАР-Центра» в более чем 1,6 триллиона рублей. Речь идёт о 17 миллионах тонн еды. Для того чтобы хоть в некоторой степени изменить ситуацию в лучшую сторону, планируется запустить специальные сетевые сервисы.
По словам авторов исследования, пищевые отходы представляют собой для страны «огромнейшие финансовые потери». Тех продуктов питания, которые ежегодно оказываются на помойке, было бы достаточно для прокормления 30 000 000 человек на протяжении целого года. Данный показатель превышает количество граждан России, которые живут за чертой бедности, указывают специалисты. Однако вместо этого 94 процентов невостребованной пищи отправляется на свалки и полигоны ТБО, из-за чего загрязняется почва, вода и воздух, так как выделяются токсины наряду с парниковым газом.
На сегодняшнем этапе продаж и потребления утрачивается как минимум 16 процентов от всех выпущенных продуктов, утверждают специалисты «ТИАР-Центра» и РАЭК. Более всего пищи выбрасывается домохозяйствами, далее идут торговые сети. В отходах первых «лидерство» по выбрасыванию – у продуктов из зерна, то есть речь идёт о хлебе и хлебобулочных изделиях, макаронах и муке, на долю которых приходится 62 процента от всей выбрасываемой россиянами пищи. Далее следуют картофель (15 процентов) и «молочка» (5 процентов).
Что касается торговых сетей и оптовых звеньев, там картина иная: более всего ими выбрасываются молочные продукты, занимающие 47 процентов от всех отходов. После них идут зерновые продукты и картофель.
В определённой степени проблема нерационального использования продуктов питания, полагают упомянутые выше эксперты, может быть решена посредством так называемого фудшеринга (данное слово произошло от английских food, то есть «еда», и sharе, означающего «делиться»). Суть идеи заключается в создании специальных инетрнет-сервисов, на площадках которых пользователи могли бы бесплатно либо на возмездной основе передавать продукты с истекающим сроком годности нуждающимся в них людям.
Фудшеринговые сервисы схожи с фудсейвингом – экологическим движением по спасению еды. Отличие заключается в том, что первые могут не только функционировать в качестве некоммерческих организаций, но также и приносить прибыль как предпринимательская деятельность: то есть человек может зарабатывать денежные средства, содействуя распределению продуктов.
«На сегодняшний день отечественный рынок фудшеринга только начинает формироваться. По оценкам специалистов РАЭК и «ТИАР-Центра», в предшествующем году в российском государстве благодаря фудшерингу было убережено от утилизации лишь 7 000 тонн продовольствия. Через 3-4 года данная цифра должна будет достичь отметки в 1 миллион тонн, а это – порядка 85 миллиардов рублей», – сообщил Антон Губницын, занимающий в «ТИАР-Центре» должность генерального руководителя.
Компании1 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.