В кардиологии есть такое понятие – «Внезапная сердечная смерть». У человека вдруг начинается аритмия, мышечные волокна сердца начинают работать вразнобой и сердце фактически, перестает выполнять свою главную, «насосную» функцию. Электрический разряд дефибриллятора останавливает хаос и сердце обретает ритм. Именно эту процедуру чаще всего показывают в кино, но мало кто знает, что в современной кардиохирургии кардиовертеры-дефибрилляторы уже давно имплантируются в тело человека.
Дубровин Олег Леонидович, врач-сердечно-сосудистый хирург КХО№3 ФЦССХ Минздрава России (в Челябинске): "Первые кардиовертеры-дефибрилляторы были имплантированы человеку в 1980-х годах в США. Они требовали разреза грудной клетки и были больших размеров, весом в 250-300 грамм. Электроды у таких аппаратов пришивались к сердцу снаружи. Самым главным недостатком подобных операций была их травматичность для пациента, длительный реабилитационный период, необходимость нахождения после операции в палате реанимации и интенсивной терапии. Наконец, большие экономические затраты. На смену им пришли электроды, которые прикрепляются к сердцу изнутри."
Однако, и в этом случае такая операция считается небезопасной и главная угроза – в электродах. Электроды устанавливаются внутри сердца и в случае нагноения аппарата, инфекция по электродам проникает в сосудистое русло и с током крови поражает весь организм. Возникает общий инфекционный процесс – сепсис. Плюс к этому, может начаться воспаление внутри сердца – инфекционный эндокардит, который может привести к поражению клапанов сердца. В таком случае, единственный выход: дефибриллятор вместе с электродами нужно полностью извлекать. А это - вскрытие грудной клетки и колоссальная нагрузка на больного. Плюс, расположенные внутри сосудов электроды врастают в стенку сосуда и извлечь их очень не просто. В 2019 году кардиохирурги Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии приступили к операциям с использованием самых современных дефибрилляторов – подкожных. Без многочасовых операций, без вскрытия грудной клетки и, главное, с многократно уменьшившимся риском инфекционных осложнений: электроды не заходят в сосудистое русло и внутрь сердца.
Дубровин Олег Леонидович, врач-сердечно-сосудистый хирург КХО№3 ФЦССХ Минздрава России (в Челябинске): «Это подкожные кардиовертеры-дефибриляторы. Аппарат и электрод выполняют роли анода и катода, но располагаются они не внутри сердца! Наоборот, сердце оказывается между элементами кардиовертера, через которые проходит электрический разряд».
Час на операцию, сутки-двое на восстановление и пациент отправляется домой! Кроме того, новые кардиовертеры ещё и умнее предыдущих. Они легко могут отличить высокий пульс при физической нагрузке (человек побежал за автобусом) от той самой тахикардии, которую электрическим разрядом кардиовертер-дефибриллятор и призван останавливать. Наконец, подкожные кардиовертеры-дефибрилляторы единственный выход для пациентов с непроходимыми венами.
Проблема только в цене. Сегодня такой революционно-умный и безопасный прибор стоит больше 2 миллионов рублей, и государственной квоты на эти операции еще нет. Впрочем, Челябинский Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии тратит таки суммы из своего бюджета.
Олег Лукин, главный врач Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии Минздрава России в Челябинске, доктор медицинских наук, заслуженный врач России: «Федеральный центр середечно-сосудистой хирургии в Челябинске - один из первых российских кардиоцентров, кто уже начал освоение этих кардиовертеров-дефибрилляторов. Делаем это исходя из простой логики: За этой технологией будущее и когда она станет доступнее, наши кардиохирурги уже будут готовы её применять. Это системная работа нашего Центра в направлении самых актуальных технологий кардиохирургии будущего».
Для справки: Ежегодно Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Челябинске ставит больше 100 классических кардиовертеров-дефибрилляторов. Пациент, которому вживили дефибриллятор нового поколения, успешно выписался. Для него операция была совершено бесплатной.
Персоны1 и Компании1 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.