После выхода из изоляции нас ждут довольно серьезные изменения. Эти изменения коснутся и востребованных профессий и рынка труда в целом. Почему PR-щики будут менее востребованы и почему это хорошо?
Ряд СМИ опубликовали выводы от экспертов «Института прогрессивного образования» о том, какие профессии будут нужны после периода изоляции и как поменяется рынок труда. Желания как-то критиковать или спорить с директором института Анной Маркс у меня нет, однако некоторые тезисы относительно PR остались непонятны. Так, она считает, что «юриспруденции и PR-технологиям предстоит слиться с цифровыми навыками». Как именно должны слиться технологии с навыками непонятно.
Также возникает вопрос, как мог выжить хоть один PR-щик в последние 10 лет без цифровых навыков, если под этим подразумевается работа с интернетом, соцсетями и онлайн-инструментами продвижения.
Работа PR-щика даже в 1970-е годы была в основном «онлайн» и была тесно связана с технологиями того времени. В те самые годы классик менеджмента Л. Рон Хаббард дал хорошее определение PR: «Искусство создавать широкую известность хорошим делам». На практике это выражалось в том, что PR-щики создавали информационные поводы и освещали их в СМИ — газетах, журналах, радио и ТВ. С появлением интернета изменились каналы распространения информации, и сегодня значительное внимание PR уделает онлайн-СМИ, социальным сетям и YouTube.
Впрочем Анна права в том, что навыки и понимание интернета и механизмов его работы становятся все более важны в работе PR-щика, и без подобных знаний будет очень сложно выжить.
Возвращаясь к сути вопроса — нужны ли будут PR-щики после изоляции? Да. Будет ли на них спрос на рынке труда? Нет. Парадокс? Отнюдь.
Во-первых: спрос будет на профессионалов, которые действительно понимают, что такое PR, умеют создать информационный повод, добиться его освещения и могут делать это на постоянной основе, регулярно расширяя аудиторию. А таких единицы. В основном же на должности PR-щика в России работают миловидные девочки, которые ведут группы в соцсетях, делают забавные картинки для них, пишут скучные пресс-релизы и готовят кофе начальнику.
Во-вторых: большинство компаний уйдут в режим сильной экономии средств и будут сокращать штат, отправив «под нож» тех, кто меньше всего ценен для компании. И в свете приведенного выше фактора уволят именно непонятно зачем нужных девочек/мальчиков, отдав работу с социальными сетями на аутсорс за половину (а может быть и 1/3) расходов на зарплату такого сотрудника. А кофе? Да, придется делать его самому.
Почему это хорошо? Потому что любой кризис является элементом естественного отбора на рынке труда. Сильные профессионалы выживут и получат самых интересных клиентов, а дилетанты будут выброшены из профессии, так как вместо общих фраз и красивых отчетов всем будут нужны конкретные результаты, которые можно увидеть и потрогать руками.
Поэтому, если вы не уверены в своих навыках или в сохранении рабочего места, потратьте оставшееся время самоизоляции на изучение предмета PR. Только не на бесполезную чушь, типа «психология PR» или «Как заводить друзей», а реальный практический опыт, реальные PR-технологии. Займитесь расширением списка контактов со СМИ, деловых контактов и контактов коллег. PR-щик c хорошей базой подобных контактов точно не останется без работы.
И да, если вы не чувствуете себя уверенным пользователем интернета или слабо разбираетесь в социальных сетях и методах продвижения, — срочно заполните этот пробел. Благо сейчас много онлайн курсов на эти темы, включая бесплатное обучение от таких площадок, как Яндекс и Google.
Артем Кузнецов
Персоны3 и Компании3 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.