Вторсырьё из бытовых отходов в Москве теперь не выбрасывается на свалку. Данные материалы направляются на переработку, утверждает «Комсомольская правда». Подчёркивается, что одну из важных ролей в этом процессе играют москвичи, которые занимаются сортировкой своего домашнего мусора. Впрочем, горожане пока ещё только привыкают к тому, чтобы осознанно обращаться с мусором. Важной задачей в этом плане является приучение к сортировке отходов детей.
В первые полгода после запуска столичная дорожная карта накопления отходов по раздельному принципу продемонстрировала неплохие результаты. Действительно, на переработку поступили 413 тонн вторичного сырья — это больше, чем в аналогичный период минувшего года, на 60%. «Вторую жизнь» получают пластик, бумага, картон, стекло и металл. Это сырьё будет использоваться для производства новых товаров.
На территории столицы реализуются программы приобщения людей к новым правилам обращения с бытовым мусором. В частности, начал работать интернет-портал «Чистая Москва». На этом сайте собираются профильные новости и публикуются основные нормативы раздельного сбора отходов, размещаются разные полезные советы. Для детей же к новому учебному году издание «Московская правда» выпустило книгу о второй жизни мусора. Акцент в ней сделан на практических рекомендациях касательно раздельного накопления отходов.
В конце 2019 года в московские школы уже направлялись книги по данной тематике. Также для юных зрителей были созданы анимационные ролики с такими героями, как папа Мишка и его сын Мишутка. Эти персонажи совместно осваивали методы сортировки мусора. Более же взрослой аудитории предназначаются клипы с разными знаменитостями — спортсменами, певцами, актёрами или блогерами. Герои роликов рассказывают о том, какова польза от сортировки отходов. Материалы такого рода размещаются на страницах столичного департамента ЖКХ в социальных сетях.
Для приучения детей правильному обращению с бытовым мусором задействуется широкий спектр инструментов и идей. Это проекты творческого плана, конкурсы, марафоны и викторины, акции на экологическую тематику, экскурсии и игры, «экологический десант», а также клуб защитников природы. Юным горожанам в доступной форме доносится в том числе информация об экономии тонны нефти в результате переработки почти такого же количества пластика, о спасении одного дерева путём сбора 60 килограммов макулатуры. Сообщается также и о том, что банки из алюминия разлагаются в природной среде до полутысячи лет, резина — сотню лет.
«Перед Москвой стоит очень важная задача. Нужно сформировать воспитательный процесс как для взрослых, так и для детей в части внедрения раздельной сортировки отходов. Такая привычка должна появиться у горожан с самого раннего возраста», — считает Александр Соловьёв, руководитель муниципального департамента ЖКХ.
Уточняется, что у воспитанников детских адов и учащихся школ нужно сформировать ряд полезных навыков.
Вот некоторые из таких привычек:
- использовать обе стороны листа при рисовании. Кроме того, листы с рисунками можно применять для поделок;
- не нужно брать что-то лишнее. Нельзя выбрасывать предметы, пригодные для использования;
- при выборе между фломастерами или карандашами использовать последние. Дело в том, что для производства фломастеров требует пластик;
- выбирать пишущие ручки со сменными стержнями;
- отказываться от использования пластиковой упаковки и посуды;
- начинать сортировку мусора ещё в детском саду.
При задействовании таких методик у ребёнка можно сформировать правильные привычки, которые базируются на ответственном подходе к проблемам экологического характера.
По мнению представителей студенческой организации «ЭкоГильдия» (МГУ), добиться в этом деле успехов можно лишь в одном случае — при использовании методов всестороннего просвещения. При этом экологичное поведение нужно последовательно внедрять в повседневность.
Речь идёт об обучении детей такому поведению в детсадах и школах, об издании соответствующих книг и создании тематических мультфильмов, фильмов, а также передач. Следует организовывать кейс-чемпионаты — это побудит детей самостоятельно задумываться над проблемами окружающей среды и искать пут их решения. Определённый прогресс в вопросах просвещения в экологическом аспекте есть уже сейчас. В качестве примера приводится общероссийский конкурс «Большая перемена». На этом отборе есть и номинация «Экология». Впрочем, принятых мер недостаточно. Нужно нарастить темпы работы в данном направлении, считают в «ЭкоГильдии».
Издание уточняет, что во многих развитых государствах мира накоплен достаточно большой опыт формирования экологического сознания у детей. Действительно, в этих странах детей обучают обращению с отходами ещё в раннем возрасте. В качестве примера приводятся такие государства, как Германия и Финляндия. Там просветительские мероприятия проводятся уже в детсадах. В группах детей устанавливаются контейнеры для раздельного сбора отходов. Малыши, которые ещё не умеют читать, различают эти резервуары при помощи цветовых решений. Во время прогулок детям объясняют, что следует убрать мусор, который случайно попадается на пути. Таким образом дети начинают испытывать уважение как к людям, так и к природе, у них появляются социальная ответственность и экологическая сознательность. На школьном же этапе дети принимают участие в реализации экологических проектов.
Испанские дети поощряются лакомствами в случае, если они правильно сортируют мусор. В Бразилии пакеты с отсортированным мусором подростки могут поменять на проездные билеты или же на товары первой необходимости. Экологическое просвещение включено в Японии в обязательный школьный курс. В Швеции даже есть такой учебный предмет, как переработка мусора. В этой стране малыши знакомятся с процессом переработки отходов ещё в детсадах. Их обучают в том числе делать компост из картофельной кожуры и разного мусора. Полученной смесью дети могут удобрять огороды или сады. Израильские школьники проходят курсы обучения, которые организовываются с привлечением корпораций, занятых утилизацией отходов. Компании предоставляют ученикам школ специальную литературу, представители предприятий проводят с ними занятия. Такими методами осуществляется и воздействие на родителей — через детей.
В «ЭкоГильдии» подчеркнули: должно быть так, чтобы вопросы защиты окружающей среды обсуждались на глобальном уровне. Люди не должны отрицать наличие этих проблем, нельзя бояться говорить на подобные темы. Нужно действовать. Новое поколение — это возможность воспитания культуры нового человека. Эта генерация будет сводить объёмы потребления до минимальных отметок, научится разделению отходов. В своих компаниях новых люди будут делать упаковку из экологичных материалов, принимать соответствующие законы. Идеи экологичности будут на самом деле присутствовать во всех сферах жизнедеятельности людей.
Напомнили в газете и о словах физика Нильса Бора, получившего в своё время Нобелевскую премию. «Человечество задохнётся в собственном мусоре, а вовсе не погибнет от ядерного оружия», — считал учёный.
Для того, чтобы предотвратить экологическую катастрофу, нужно приучать наследников уже сейчас грамотно заниматься сортировкой мусора и проявлять сознательность в экологическом плане. Может быть и нынешнее поколение взрослых людей станет таким образом более внимательным и ответственным по отношению к проблемам загрязнения окружающей среды.
Персоны2 и Компании9 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.