Если специалист по PR хочет долго проработать в какой-то организации, он в том числе должен следить за тем, чтобы эта организация себя не разрушила. Ниже поговорим о распространенных ошибках, которые надо предотвращать.
Хороший специалист по PR не только занимается написанием статей и созданием инфо-поводов, но и контролирует действия руководства компании, чтобы они не создавали проблем в его работе. Этот вопрос особенно остро встает в контексте политического PR, но и в случае с репутацией обычной организации имеет место быть.
Итак, первое и, пожалуй самое часто нарушаемое, это общение руководства со СМИ напрямую. Этого быть не должно в принципе. Потому что бесконтрольное общение со СМИ со стороны руководства организации в большинстве случаев заканчивается либо плохой репутацией, либо вовсе уничтожением бренда.
Причем речь не про полноценные интервью, где хитрый журналист может на чем-то подловить. Речь про такие простые и знакомые каждому PR-щику приемы СМИ как «дайте интервью», «скажите что думаете» и тд. Руководитель говорит то, что ему приходит на ум, но в случае со СМИ велика вероятность, что это высказывание исказят в угоду запланированному сюжету. И вот, даже если изначальное высказывание соответствовало действительности и позиции компании, из-за искажения вы если и не оказываетесь в дурном свете, то, как минимум, странно выглядите.
Дальше разозленный произошедшим руководитель обрушивается с критикой на СМИ - либо в диалоге с журналистом, либо в своих соц-сетях, те цепляются за это и раздувают новый скандал, а руководитель выглядит еще хуже, чем после первого заявления.
Если ваш босс хочет сделать заявление в СМИ, оно должно пройти через вас (в идеале вы должны ему подготовить это заявление). Если руководитель компании дает интервью, PR-щики должны натренировать его на это интервью. Причем не обсудив темы за 10 минут, а именно потренировать его, чтобы он мог отвечать на все что угодно, включая неудобные вопросы и выпады журналиста или блогера, при этом не терять и не путаясь «в показаниях».
И самый надежный способ похоронить репутацию организации - запланировать что будет врать руководитель в интервью. К сожалению, не все PR-щики понимают, что ложь в PR - это путь в пропасть. Философ и создатель административной технологии Л. Рон Хаббард не зря заглавными буквами писал в инструкциях для своих PR-щиков «НИКОГДА НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЛОЖЬ В PR». Где-то человек сам создаст противоречие, где-то вскроется правда, и все это вместе ударит сильнее, чем выверенная и открытая позиция изначально.
Но как не выдать лишней информации или не представить компанию в плохом свете и при этом не врать? Вот тут действительно есть над чем подумать. И да - в этом и заключается работа специалиста по PR! Он должен уметь балансировать между фактами с одной стороны и хорошим имиджем с другой. Не врать, но и обходить неудачные страницы в истории организации, если такие есть.
Например: руководителя спрашивают - как он может объяснить такой-то негативный отзыв на работу его организации в интернете. Не надо набрасываться на того, кто написал этот отзыв, или говорить что они все проплаченный. Если речь не идет об откровенной лжи, то и заявлять подобного не стоит. Вместо этого всегда можно сказать что-то в духе
«Вы знаете, у любой компании, которая работает есть довольные клиенты и есть недовольные. И статистика показывает, что недовольные клиенты пишут отзывы в 20 раз чаще чем довольные. Человеку не понравилось обслуживание в кафе - он напишет об этом. А вот если он пришел, его хорошо обслужили, еда была хорошего качества, он мог оставить хорошие чаевые, но вряд ли он полезет писать положительный отзыв.
Так что - это нормально, что негативные отзывы есть. А по поводу этого я уточню - что там было на самом деле и как это уладили. так что спасибо за сигнал».
Да, это не всегда просто. Да, нужна хорошая выдержка, чтобы не отреагировать на попытку задеть. Что ж — на все это надо тренировать того, кто дает интервью! Или найти кого-то другого, кто может это интервью дать.
В следующей статье рассмотрим ошибку, которая часто встречается даже у крупных компаний с отдельным штатом PR-щиков. А пока можете начать объяснять руководству, почему они должны согласовывать с вами взаимодействие со СМИ. Порой это та еще задача!
Персоны 2 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.