В жизни нередко случается, что репутация того или иного человека оказывается необоснованной. Бывает, что обнаруживаем мы это слишком поздно, и ошибка стоит нам довольно дорого – начиная от найма неэффективных сотрудников и заканчивая проблемами в браке. Как не «вестись» на репутацию и заранее понять – обоснована она или нет?
Необоснованная репутация – палка о двух концах, и опасна именно отсутствием фактов, а значит принимать решения на ее основании – действовать вслепую. Давайте рассмотрим на двух примерах.
Василий начальник отдела продаж, у которого репутация в бухгалтерии невоспитанного скандалиста, с которым ни о чем нельзя договориться. Бухгалтерия в этом уверена на все 100% и вообще не понимает, как он может что-то кому-то продать. «Наверняка бесполезный тип» - думают они, и транслируют это мнение в другие части организации и за ее пределы.
Игнат начальник транспортного цеха, которого обожают сотрудники отдела кадров, потому что он с ними дружит, улыбается, подвозит до работы и всегда еще анекдот хороший расскажет! И про него тоже транслируют эту идею вовне отдела.
А теперь возьмем директора этой организации, чья жена работает главным бухгалтером, а дочь в отделе кадров. Даже если он не проводил с ними совещания на тему сотрудников, то в любом случае до него долетает отношение к двум упомянутым сотрудникам. То жена придет и расскажет «Опять Василий нахамил Галочке! Она ему инвентаризацию пришла провести, а он ее чуть ли не по матери!» То дочь на вопрос «Надо ли за тобой заехать?» ответит «Нет, меня Игнат подвезет».
Так что репутация дошла. И рассуждая о премиальных и повышении, она будет оказывать влияние на директора. В итоге, Игнат начинает получать чуть больше премий, а когда доходит до повышения одного из двух руководителей до зама директора, выбирают Игната с хорошей репутацией.
Вот только спустя год область под этим замом приходит в полнейший упадок, сам он демонстрирует полную безответственность и неспособность довести хоть одно дело до конца и это стоит организации серьезных убытков. Как же так?
Директор организует внимательное разбирательство уже по поводу реального производства сотрудников и обнаруживает, что в транспортном цехе все 3 года, пока им руководил Игнат, был бардак. Автопарк изношен и находится в плохом состоянии, водители не загружены работой, а общий простой одной из машин по причине технических неисправностей составил больше года!
При этом, глядя на данные отдела продаж, директор обнаруживает, что за те же три года там увеличили показатели дохода в 2,5 раза, продавцы постоянно заняты делом и не отрываются от клиентов, регулярно закрывая сделки.
И тут директора настигает прозрение! Эффективный сотрудник, который заботится о продукте своего поста и жаждет его производить, может быть любезным, а может и не быть. Более того – если кто-то мешает ему работать, он может быть страшен в гневе! А лентяй и бездельник может быть очень обходительным и милым, но машины под его руководством будут стоять и разваливаться.
Еще сложнее дело обстоит в отношении репутации за пределами какой-то одной организации. Директор может пойти и проверить реальное производство сотрудника до его повышения. Но когда вы решаетесь на партнерство с кем-то, или подбираете себе специалиста со стороны – тут проверить бывает сложнее.
Но в любом случае, есть относительно простая рекомендация, которой стоит придерживаться обеим сторонам. Для начала сотруднику, стоит помнить о важности хотя бы минимального создания собственной репутации. Понять важность этого помогает один закон, зафиксированный философом Л. Роном Хаббардом: «Если у людей нет данных – они их выдумают». Если люди не знают, чем вы занимаетесь и в чем от вас польза – они придумают, чем вы занимаетесь. И не факт что в их фантазиях вы делаете что-то полезное.
Что же касается «проверяющей» стороны – ищите возможность абстрагироваться от мнений и эмоций других людей, и собрать только факты о человеке. «Я его не переношу», «Он неадекватный», «Скандалист» , «Карьерист» и прочее – лишь субъективные восприятия. Под ними могут быть факты, а могут быть обиды и злоба на этого конкретного человека. Поэтому соберите максимально сырые данные, только реальные факты и принимайте решение на их основе.
При таком подходе ошибок станет меньше. Особенно критических.
Персоны 2 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.