По оценкам экспертов, в 2020 году значительно выросло количество предложений с контрафактной продукцией на сервисах объявлений и различных лендингах. Это связано с активным развитием онлайн-торговли в связи с пандемией.
Однако ряд компаний отчиталась о позитивных успехах в борьбе с контрафактом своей продукции в прошедшем году.
К примеру, компания «Harman» пресекла в России продажу контрафакта на 50 миллионов рублей. В Москве и Санкт-Петербурге оптовый сбыт контрафакта под их брендом JBL сократился в несколько раз: в Москве на 190%, а в Санкт-Петербурге и Ленинградской области почти на 260%. С января по ноябрь 2020 года включительно компания подала рекордное количество судебных исков — 1268, а с нарушителей взыскана компенсация в размере более 15 миллионов рублей.
Эксперты отмечают, что сама контрафактная продукция может быть даже не отмечена логотипом правообладателя, однако это не освобождает продавцов от ответственности, если имеет место быть копирование форм-фактора оригинальной продукции или разработок, связанных с интеллектуальной собственностью.
Однако зачастую пользователь вообще не получает какой-либо товар или услугу. Мошенники используют доверие к узнаваемым брендам и вводят пользователя в заблуждение, предлагая якобы купить товар на несуществующем в реальности интернет-магазине. В результате пользователь вносит предоплату, не получает товар и этот негативный опыт сказывается и на самом бренде, даже если пользователь понимает, что его обманули мошенники.
По данным компании BrandMonitor, в прошлом году мошенники заработали более 18 млрд руб. на несуществующих интернет-магазинах и фишинговых сайтах.
По оценке Сергея Горбунова, представителя крупнейшего российского регистратора доменов для бизнеса RU-CENTER, внешний вид практически любого сайта можно быстро скопировать, из-за чего самое главное – скорость реакции со стороны правообладателя. На рынке существуют автоматизированные системы поиска нарушений, причем не только в российских национальных зонах .ru и .рф. «Довольно часто мошенники используют другие доменные зоны. К примеру, недавно в нашей практике был случай обнаружения сайта в доменной зоне Ирана, который нелегально реализовывал продукцию на российском рынке известного бренда часов», - поясняет Сергей Горбунов.
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.