Федеральный Минздрав направил на рассмотрение в правительство проект закона касательно возможности проверять в дистанционном режиме водителей на предмет содержания алкоголя в крови. Информацией об этом поделилось издание «Коммерсант».
Речь идёт также и об отслеживании таких параметров, как температура тела, пульс и давление. Проверкам предлагается подвергать водителей такси, большегрузных автомобилей и автобусов. В настоящее время лица из этих категорий обязаны в начале и в конце рабочего дня посещать медицинский кабинет. На самом же деле данная процедура осуществляется в основном формально. Запуск новой системы позволит предотвратить такую практику. В Минэкономразвития полагают, что распространение телемедицины в крупных масштабах даст возможность сократить показатели смертности в дорожных авариях на 20%. Отраслевой рынок поддержал нововведения, его представители отметили, что следует определиться с источниками финансирования программы.
Проект закона о телемедицине обсуждался в ходе заседания в Общественной палате. Документ уже прошёл все процедуры согласования и отправлен в кабмин, подчеркнул Максим Некрасов, заместитель руководителя департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности Министерства здравоохранения.
На предприятиях должны проводиться проверки наёмных водителей с привлечением штатных или же приглашённых медиков. При этом такие осмотры не осуществляются в девяти из десяти случаев. Водителям выдаются путевые листы для предъявления сотрудникам ГИБДД с печатью врача, проинформировал Александр Холодов, представитель Общественной палаты.
Ожидается, что внедрение телемедицины значительно упростит механизм проведения медосмотров, поскольку водителям не придется посещать кабинет врача. Физиологические показатели и процент содержания алкоголя в крови будут определяться при помощи специального терминала, а сама процедура займёт не более трёх минут.
В Минздраве заверили, что подделка данных таких приборов невозможна в принципе. Полученная информация направляется медицинскому работнику, который уже решает, можно ли допускать водителя к работе. Система даст возможность в том числе наблюдать за состоянием проверяемых в динамике — их данные будут накапливаться. Некрасов также отметил, что такое решение позволит исключить неконтролируемое наличие профессиональных заболеваний.
Подчёркивается, что инциденты, вызванные неудовлетворительным состоянием здоровья водителей, происходят на регулярной основе. К примеру, в марте нынешнего года таксист в столице во время движения автомобиля потерял сознание, произошло столкновение машины со столбом. Кроме того, в Санкт-Петербурге в мае у другого таксиста случился инсульт прямо на дороге, однако пассажиру удалось удержать руль.
Ещё в 2017 году Владимир Путин поручил разработать проект закона о телемедицине. Группа парламентариев внесла соответствующие правки в Госдуму, однако правительство после их рассмотрения озвучило отрицательный вердикт. В свою очередь, Министерство здравоохранения представило собственный проект, который был опубликован на портале regulation.gov.ru.
По мнению Екатерины Гайдо, замглавы «Мострансавто», традиционный осмотр медицинским работником не может гарантировать того, что водитель является абсолютно здоровым человеком. Зафиксированы случаи, когда состояние работника значительно ухудшалась после проверки, были и внезапные смерти. В связи с этим следует ужесточить контроль за состоянием здоровья водителей, полагает представитель предприятия. В компании уже опробовали телемедицинские технологии. При этом число водителей, которых не допустили после обследования системой управлять автотранспортным средством, увеличилось до 20% или на 19 процентных пунктов. После прохождения курса лечения персонал возвращался к своей работе.
В рамках реализации пилотного проекта в «Мосгортрансе» проводится до 50 тыс. осмотров за месяц в дистанционном формате, заметил в свою очередь представитель организации Дмитрий Ерзамаев. По его информации, на стартовом этапе эксперимента не сумели пройти проверку свыше 10% водителей. Ерзамаев акцентировал внимание на том, что количество выявленных лиц, склонных к употреблению алкоголем, не увеличилось, однако выросло в несколько раз число случаев отстранения водителей от управления транспортными средствами из-за неудовлетворительных показателей частоты пульса и давления. По заявлению Татьяны Чибезовой, заместителя руководителя компании «Ситимобил», на предприятии выполнялась программа дистанционных осмотров. В феврале 2021 года были проведены осмотры 1,6 тыс. водителей. По результатам обследования выяснилось: основные проблемы у людей — с давлением.
Представитель Министерства транспорта Владимир Луговенко выступил в поддержку проекта закона. Он отметил, что норма касательно проведения медицинского осмотра существует еще со времён СССР. В настоящее время возникла необходимость переработки данного стандарта. Алексей Минаев, представляющий Минэкономразвития, сообщает, что масштабное распространение телемедицинских технологий даст возможность снизить показатели смертности на дорогах за счёт того, что осмотры будут проводиться в том числе и в тех районах, в которых количество медиков невелико, или же они вообще отсутствуют.
По мнению Валерия Васильева, заместителя председателя красноярской краевой Общественной палаты, проект нуждается в доработке. Он пояснил, что не все нормы, прописанные на центральном уровне, будут выполняться одинаково по всей России с учётом территорий субъектов, численности населения и ситуации в экономическом секторе. К примеру, пока нет данных о стоимости воплощения в жизнь телемедицинской программы, неизвестны конкретные источники финансирования — федеральные или же региональные. Кроме всего прочего, Васильев заявил, что следует изучить вопрос обеспечения безопасности хранения персональной информации о водителях в системе, которая будет формироваться в рамках этого проекта.
Андрей Попков, член общественного совета Министерства транспорта, также прокомментировал проект закона, отметив, что цифровизацию остановить невозможно. Депутат Александр Старовойтов, один из авторов проекта закона о телемедицине 2017 года, сообщил — с формальной стороны запрета на проведение удалённых медосмотров нет. На сегодняшний день на предприятиях проводится порядка 100 тыс. процедур.
Персоны3 и Компании9 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.