Как известно, при обращении в медицинское учреждение мы рассчитываем не только на эффективное лечение, но и на уважительное отношение, соблюдение закона и своевременное обслуживание. Однако эти права часто нарушаются.
Дмитрий Сергеевич, можете ли Вы назвать неотъемлемые права застрахованных лиц?
- Совершенно точно, пациенты медицинских учреждений, обслуживающиеся по программе ОМС, наделены множеством прав. Например, права на выбор врача и медицинской организации, облегчение боли доступными методами и лекарствами, получение медицинской информации. Однако есть и менее очевидные права – например, право на получение питания в стационаре, защиту врачебной тайны и даже допуск священнослужителя в больничную палату. Напоминаю, что жители Москвы и Московской области, застрахованные в «СОГАЗ-Мед», всегда могут обратиться за помощью к страховым представителям в офисах или по круглосуточному бесплатному телефону компании 8-800-100-07-02.
Может ли пациент в случае нарушения прав обратиться напрямую к руководству медицинского учреждения?
- Да, возможность решить проблему на месте предоставляется. Стоит обратиться к руководству учреждения, если нарушаются сроки ожидания оказания медицинской помощи, отказывают в оказании медицинской помощи, а также вам поставили неверный диагноз, назначили неправильное лечение или грубо обращались и навязывали платные услуги. Заведующий отделением или главный врач могут принять вашу жалобу как устно, так и через специальную форму для обратной связи или электронную почту – контакты указываются на сайте медицинского учреждения.
Что делать, если не удалось разобраться на месте? Стоит обратиться в вышестоящие инстанции?
- Застрахованное лицо может направить жалобу на официальный сайт органа исполнительной власти субъекта в сфере охраны здоровья (департамент здравоохранения или Министерство здравоохранения региона), а также может направить свое обращение в адрес своей страховой компании, в которой гражданин застрахован по ОМС. Для удобства на сайтах каждой страховой компании есть возможность направить обращение в электронной форме. Кроме того, обращение можно прислать обычным письмом. Согласно федеральному законодательству, ответ должны дать в течение 30 дней с момента регистрации обращения.
Может, существует более простой способ взаимодействия с органами исполнительной власти?
- Да, например, для жителей Подмосковья такую возможность предоставляет портал «Добродел» - сервис, с помощью которого можно решить конкретную проблему без заполнения бумажных документов и поиска необходимых инстанций. В частности, недовольный пациент может создать жалобу на портале – обозначить тему обращения, ввести текст сообщения и указать адрес медучреждения. Сообщение пройдет обработку – обычно это занимает пару дней. Вам укажут точное время, в течение которого будет решен вопрос. Вы вправе оспорить это решение, если оно вас не удовлетворяет.
Что делать, если не хочется ждать официального рассмотрения обращения?
- В таком случае пациент может обратиться устно – достаточно позвонить на «горячую линию» своей страховой компании, либо на «горячие линии» Министерства здравоохранения (Департамента здравоохранения) субъекта. При устных обращениях гражданин получит оперативную информацию о том, нарушены или нет его права, обращение зарегистрируют и окажут помощь. Но при сложных ситуациях, требующих детального разбора, страховые компании всё-таки могут посоветовать изложить суть в письменной форме, так как для квалифицированного ответа может потребоваться проведение экспертизы оказанной помощи.
А стоит ли обращаться в полицию?
- Защищать права в полиции, прокуратуре или суде имеет смысл, если речь идет о серьезных нарушениях законодательства или уголовных преступлениях. Например, вашему здоровью умышленно нанесли вред или проявили по отношению к вам непростительную халатность. Также стоит сообщить в правоохранительные органы о случаях вымогательства, угрозах, оскорблении достоинства.
Персоны1 и Компании1 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.