28 февраля 2022 года, Московский дом национальностей.
Организаторы:
Межрегиональная общественная организация «Национальный комитет общественного контроля» Председатель Юсупов Мансур Равилович
Российский университет транспорта (РУТ МИИТ) юридический институт. Директор Нестеров Е.А.
Комиссия по безопасности, общественной дипломатии и общественному контролю Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы. Председатель Драгой Фёдор Георгиевич
Конференция началась с информации и обсуждения фактов терактов и экстремистских действий на территории ДНР, ЛНР и Крыма украинскими сепаратистами. При этом западные спецслужбы США и Англии, способствовали и оказывали содействие осуществлению многих терактов и способствовали развитию экстремистских настроений у националистов Украины, что противоречить нормам Международного права. Участники конференции полностью поддержали решения Президента России о признании независимости ДНР и ДНР и необходимости проведения антитеррористических военных операций в этом регионе.
Далее участники конференции, представители академического, научного и экспертного сообщества, научные и практические сотрудники, обменявшись экспертными мнениями по актуальным проблемам антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи и подростков, а также обсудив выступления специалистов и итоги состоявшейся дискуссии, пришли к следующим выводам и предложениям:
В современной России существует необходимость приоритетного изучения проблем предотвращения экстремизма и терроризма на основе комплексной разработки системы профилактики этих крайне опасных социальных явлений в русле последовательного выполнения основных положений Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом России 20 ноября 2013 года.
Проведение специальных исследований по различным проблемам экстремизма и терроризма имеет не только научное, но и существенное практическое значение. Изучение указанных проблем является исключительно важным также в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также сохранения социально-политической стабильности в стране.
Экстремизм и терроризм представляют собой сложные социально-политические феномены, которые в условиях современного процесса глобализации сформировались в многофункциональную систему, объединяющую определенные социальные силы и способную в целях ведения политической борьбы со своим противником воздействовать на общественное сознание, материальную среду и организационные структуры.
Проблемы противодействия экстремизму и терроризма обсуждаются российским экспертно-научным сообществом много лет, и за последние годы внимание к этим вопросам существенно возросло. Множится число публикаций различного рода и уровня, однако центральная проблема в борьбе с названными негативными социальными феноменами ─ разрушение их идеологической основы ─ остается актуальной и по настоящий момент.
Необходимо придать наступательный характер противодействию идеологии экстремизма и терроризма в формате активной контрпропаганды. Данная задача диктует императив привлечения к этой деятельности экспертов в сфере самых различных отраслей знаний. Речь идет, прежде всего, о социологах, педагогах, психологах, политологах, юристах, которые должны постоянно отслеживать стремительно меняющуюся обстановку, выявлять социальные, политические, идеологические факторы распространения экстремизма, и вырабатывать адекватные меры противодействия и экстремизму, и процессам радикализации.
Противодействие процессам радикализации должно включать в себя меры не только организационного, но и идеологического воздействия, потому что без разрушения идеологической пропагандистской инфраструктуры экстремистские и террористические сети способны весьма быстро восстанавливать собственный потенциал за счет привлечения новых сил в различных регионах мира.
В рамках противодействия идеологии экстремизма и терроризма серьезное внимание должно быть уделено более содержательному и предметному наполнению того идейно-политического влияния на сознание молодежи и подростков, которое в рамках антиэкстремистской и антитеррористической профилактической деятельности направлено на формирование у них устойчивого неприятия идеологии терроризма и выработку соответствующих установок. Имеются в виду установки на проявление антиэкстремистской и антитеррористической бдительности. Готовность к оказанию информационной поддержки и помощи правоохранительным органам в противодействии экстремизму и терроризму. Способность активно противостоять экстремистам, вербовщикам, пропагандистам и др.
Особое значение в современных условиях приобретает последовательное выполнение субъектами антитеррора Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 гг., утвержденного Президентом России.
В предупреждении проявлений экстремизма и терроризма среди молодежи важна единая система образования и воспитания, направленная на оптимизацию всех сфер их жизнедеятельности. Заниматься профилактикой проявлений экстремизма и терроризма должны все социальные институты: семья, образовательные учреждения, государственные и общественные организации.
В настоящий момент вызывает серьезную тревогу то обстоятельство, что идеологи экстремизма и терроризма пытаются вовлечь в незаконные, насильственные акции студентов, лидеров молодежной среды, участников неформальных групп, в частности, футбольных фанатов и т.п.
Перед педагогической и научной общественностью страны сегодня стоят большие и ответственные задачи по формированию эффективных механизмов в области борьбе с проявлениями экстремизма и терроризма в образовательной сфере и молодежной среде.
Сейчас наблюдается отчетливая тенденция к формированию и активизации нового для России социального феномена, так называемого «молодежного экстремизма». Последний, достигнув за последние годы значительного развития, может приобрести при некоторых условиях еще большую активность и общественную опасность.
Особо следует выделить такую особенность современного экстремизма как расширение его географии, расползание по территории Российской Федерации. В настоящее время в российском обществе в его политической сфере активизируются экстремисты левого толка, но более опасной представляется активизация правового экстремизма, организаторы которого сегодня ориентируются на поддержку молодежи, начиная с не социализированных слоев (пролетарских, люмпенских, скинхедских) и кончая представителями образованной студенческой молодежи.
В настоящее время, как никогда нужны новые идеи, которые могли бы монолитно сплотить все слои российского общества, а для этого необходимо вести постоянную не только силовую легитимную борьбу с проявлениями экстремизма, но и образовательную, и воспитательную работу в обществе, особенно среди молодежи. Здесь приоритетным должно стать выявление и анализ тех конфликтогенных действий и факторов, которые создают и усиливают напряженность и конфронтационность в сфере образования, и в обществе в целом.
Сегодня молодежь плохо обучается и не воспитывается, она «образовывается». Однако необходимо не просто образовывать людей, но и воспитывать и обучать их. В этой связи особенно остро стоит вопрос не только об обеспечении инновационно-креативной функции образования, но и о восстановлении значимости его гуманитарной, гуманной сущности, формирующей устойчивые демократически ориентированные нравственные и правовые диспозиции личности.
Первостепенное значение должно уделяться процессам образования, обучения и воспитания через все государственные и общественные организации российского общества. Причем образование и обучение должно основываться на получении знаний о социальной природе экстремизма и таких его проявлениях как ксенофобия, национализм, терроризм и т.д. в полном согласии с теоретическими знаниями. Познания в этой области должны опираться на фундаментальную науку.
Велика роль в воспитании молодежи педагогической, образовательной деятельности в направлении перестройки общественного сознания, воздействия на восстановление позитивных ценностных ориентиров у подростков и молодежи.
Сейчас, как никогда, нужна консолидация общества в выработке главных стратегических целей развития российского общества. В этих целях необходимо воссоздать утерянный в ходе реформирования институт стратегического планирования развития страны, ускорить создание отчетливой, и главное, – общепризнанной программы этого развития, основанной на общих для всех россиян ценностей и идеологии - как основы выживания российского народа. Фундаментальными ценностями этой программы должны стать ценности характерные для российского менталитета, способствующие формированию чувств общенациональной российской идентичности у граждан Российской Федерации. Сегодня стало очевидным, что без этого невозможно единство экономической, социальной, политической и социокультурной трансформации в российском обществе.
При определении приоритетов стратегического планирования руководство страны должно:
Обратить особое внимание в общероссийской политике вопросам преодоления демографического кризиса, урегулирования миграционных процессов, переселенческой программе и проблемам сохранения территории РФ;
Осуществить критическое, научное и социально-политическое обобщение всех деструктивных явлений в национальных и межнациональных отношениях, которые имели место в прошлые годы, и нередко проявляющихся и теперь. Провести их научную экспертизу с последующей систематизацией, в целях выработки управленческих решений по локализации возможных рисков обострения межнациональной и межконфессиональной напряженности в российском обществе. Данную работу можно было бы успешно провести усилиями ученых и практиков, работающих в различных организациях и вновь созданного Агентства по делам национальностей Российской Федерации.
В настоящий момент является актуальным обращение к социальным и гносеологическим корням девальвации, падения престижа идей интернационализма и дружбы народов, определение истинных причин исчезновения этих понятий из употребления в практике национальных и межнациональных отношений. Следует также выработать новый научный взгляд на цель интернационализма, его место в общественном сознании и социальной практике.
Сейчас принципиальное значение имеет возвращение в научную литературу, на страницы печати, радио и телевидения, а также в повседневный дискурс проблематику интернационализма, патриотизма и дружбы народов, усиления работы по внедрению в общественное сознание понимания того, что без этих категорий невозможно успешное развитие экономики, политики и духовной культуры.
Рекомендации по совершенствованию антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи и подростков
В данный момент целесообразно активизировать межведомственную координацию в сфере антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи и подростков. Безусловно, ведущую роль в данном процессе призвано играть Министерство образования и науки Российской Федерации при обязательном тесном взаимодействии с Национальным антитеррористическим комитетом.
Актуальным на данный момент остается формирование превентивного сознания молодежи. Нужно разработать программу по превентивной педагогике и широко внедрять ее в превентивную систему образования и воспитания в рамках последовательного развития педагогики ненасилия.
Новые информационно-коммуникационные реалии требуют и нового подхода к взаимодействию с молодежью для минимизации негативного влияния информационных источников, пропагандирующих идеологию насилия и расовой нетерпимости. Ресурсом противодействия деятельности экстремистов является пресечение всевозможных контактов представителей экстремистских организаций с потенциальной молодежной аудиторией, обеспечение безопасной информационной среды, развитие защитных механизмов при помощи применения копинг-стратегий (адаптивной формы поведения, поддерживающей психологическое равновесие в проблемной ситуации), просвещение молодежи и социальной опасности преступлений экстремистской направленности, воспитание ответственного поведения).
В настоящий момент крайне актуальным становится требования повышения компетентности (преподавательского состава) педагогов (учителей общеобразовательных учреждений и преподавателей ссузов и вузов) в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма. В связи с этим, представляется исключительно важным включение в ФГОС соответствующего требования к аттестации педагогов.
Представляется важным повышение компетентности в сфере антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи и подростков членов Антитеррористических комиссий на местах. В данной связи участники конференции рекомендуют Министерству образования и науки Российской Федерации выйти с предложением в Правительство РФ о том, чтобы все (без исключения) члены указанных ранее комиссий ежегодно и на постоянной основе проходили освоение дополнительных профессиональных программ (в рамках системы повышения квалификации государственных гражданских служащих) по рассматриваемой проблематике.
На данный момент в России функционирует существенное количество центров, фондов и т.д., которые, казалось бы, заинтересованы в решении актуальных проблем, связанных с противодействием экстремизму и терроризму. Однако в понимании и объяснении названных проблем нередко прослеживаются различные подходы, а порой и разночтения, что, естественно, затрудняют практическое решение многих вопросов, связанных с рассматриваемыми негативными социальными феноменами.
Персоны 2 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.