Если раньше торговля происходила исключительно в офлайн-плоскости, а магазины, как правило, имели свои службы доставки (особенно если речь идет о малом и среднем бизнесе), то сейчас рынок выглядит совершенно по-другому. Все больше влияния захватывает онлайн-сегмент: по данным АКИТ, в прошлом году объем российского рынка электронной коммерции превысил 4 трлн рублей, а в позапрошлом – достиг 3,2 трлн рублей. Торговля концентрируется теперь вокруг крупных маркетплейсов. Эпоха Ozon, AliExpress и Яндекс.Маркет диктует свои правила и логистам: перевозки на торговые онлайн-площадки представляют собой отдельный мир доставки со своими правилами.
По информации одного из ведущих грузоперевозчиков, ГК «Деловые Линии», в 2021 году количество перевозок в маркетплейсы увеличилось почти в 5 раз по сравнении с предыдущим годом. И самая главная сложность в работе с маркетплейсами — необходимость соответствовать правилам площадки при доставке и упаковке товаров, оформлении документов. Как рассказали в «Деловых Линиях», есть несколько видов типовых ошибок, которые приводят к отказу в приеме поставки. Если это ошибки в упаковке, то надо переупаковывать или перекладывать короба на палету. Если ошибки в маркировке — перемаркировать отдельные короба или всю поставку. Ошибки в личном кабинете также могут повлечь за собой отказ в приемке маркетплейсом. Чтобы минимизировать потери, на складе компании-аутсорсера сотрудники логистического оператора дополнительно проверяют соответствие упаковки и маркировки требованиям маркетплейса, и в случае расхождений помогают перемаркировать (переупаковать) поставку. В контакт-центре специалисты отвечают на вопросы по оформлению поставок и устранению ошибок, обученные водители помогают решать вопросы при приемке.
Впрочем, как отмечает, например, основатель бренда женской одежды Magliera Полина Бурцева в контексте опыта работы с Wildberries, цесли процессы перевозок уже налажены и партнеры надежные, то запинок в логистической цепочке не возникает.
Аутсорсинг логистики наблюдается и в офлайн-секторе. Тренд стартовал в конце прошлого года и сейчас набирает обороты. «Деловые Линии» отмечают, что главные «подводные камни» здесь – это штрафы за просрочку и ситуации, когда не возвращают сопроводительные документы или возвращают, но не в полном объеме. Проблемой могут также стать долгие простои при приемке и высокие требования сетей к автотранспорту (на «уставшем» грузовичке возить нельзя). Решение этих сложностей поставщики все чаще предпочитают отдать на откуп логистических компаний
Компании6 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.