В современном мире информационная безопасность это жизненно необходимое условие обеспечения интересов человека, общества и государства. Российское общество регулярно переживает потрясения от воздействия актов незаконного вмешательства (АНВ) - противоправных действий (бездействий), в том числе терактов, угрожающих безопасной деятельности объектов. Многие из АНВ имеют информационную природу либо воздействуют через информационные каналы. В ходе недавно состоявшегося заседания Совета безопасности Президент РФ Владимир Путин отметил, что «предпринимаются целенаправленные попытки вывести из строя интернет-ресурсы объектов критической инфраструктуры России. В первую очередь под ударом оказались СМИ, финансовые учреждения, массовые социально значимые порталы и сети. Серьезные атаки были нанесены по официальным сайтам органов власти» – сказал В.В. Путин и поручил разработать государственную систему защиты информации. Президент РФ 1 мая 2022 г. подписал Указ N 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности РФ» в котором определен комплекс мер по противодействию информационным угрозам.
Обеспечение безопасности РФ требует внедрения эффективных методов системного противодействия рискам и угрозам гибридных войн, «цветным» революциям, цель которых перемена политического режима с помощью «пятой колонны». Президент РФ Владимир Путин определил ее роль - «это те, кто реализует интересы другого государства и их используют в качестве инструмента для достижения чуждых нам политических целей. Коллективный Запад пытается расколоть наше общество… спровоцировать гражданское противостояние в России, используя свою «пятую колонну». Стремится к достижению своей цели, а цель одна - разрушение России».
В терминах обеспечения безопасности гибридная война это совокупность АНВ, проводимых внешними и внутренними нарушителями. Ее проведению способствует отсутствие нормативно-правовых актов для противодействия АНВ, отсутствие контроля за обеспечением безопасности со стороны субъектов и прокуратуры в виду отсутствия нормативных актов, а также доказательной базы, предоставляемой контрольными органами.
На фоне событий происходящих в Украине противодействие деятельности «пятой колонны» стало 29 марта 2022 г. предметом обсуждения на заседании «Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ». В этих условиях обеспечение безопасности предполагает защищенность и мобилизационную готовность с помощью межведомственного взаимодействия, с использованием методов информационной безопасности и готовых аппаратно-программных средств.
Для обеспечения безопасности необходимо использовать методы искусственного интеллекта и создать систему, состоящую из:
- Государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА);
- Системы фиксации и анализа АНВ в местах массового пребывания людей;
- Системы мониторинга конструкций и инженерных систем зданий и сооружений;
- Системы мониторинга природных и техногенных угроз, в том числе пожарной безопасности;
- Системы мониторинга воздушного пространства, выявляющей несанкционированное применение беспилотных летательных аппаратов;
- Системы, выявляющей в социальных медиа и традиционных СМИ фальшивые новости, информационную мистификацию, намеренное распространение дезинформации с целью введения в заблуждение.
Такая система обеспечивает высокий уровень противодействия гибридной войне. Кибератаки фиксируются ГосСОПКА, система фиксации и анализа АНВ ведет поиск их признаков, при переходе от потенциальных угроз к прямым выдает оповещение. Система анализирует кибератаки, АНВ, аварии, ЧС, фейк-новости, вырабатывает меры блокирования и контрпропаганды.
Для выявления реализаторов АНВ и терактов создаются модели нарушителя с помощью автоматизированной информационной системы обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Этот комплекс технических средств и мер согласно Закону «О связи» и приказу Министерство связи № 2339 от 9 августа 2000 г. предназначен для проведения мероприятий в сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и радиосвязи. Он состоит из:
- СОРМ-1, осуществляющей контроль содержания телефонных соединений (приказы Минкомсвязи России от 19.11.2012 № 268 (фиксированная телефония) и от 12.12.2016 № 645 (сотовая связь));
- СОРМ-2, осуществляющей контроль содержимого интернет-соединений сети передачи данных (приказ Минкомсвязи России от 16.04.2014 № 83);
- СОРМ-3 информационной системы баз данных (приказ Минкомсвязи России от 29.10.2018 № 573).
В соответствии со статьёй 23 Конституции РФ ограничение тайны связи допускается только по решению суда, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 55: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». СОРМ использует сертифицированные технические решения для обеспечения законного перехвата, сбора и обработки информации для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях операторов связи согласно №374-ФЗ («пакет Яровой»).
Действие этих систем в значительной степени подкрепляется с помощью контроля за соблюдением (несоблюдением) ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования с помощью государственной информационной системы в области противодействия коррупции, получившей название «Посейдон»1. Эта система создана для информационно-аналитического обеспечения деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений, проведения анализа и проверок на соблюдение ограничений, запретов и требований.
Среди основных задач «Посейдона» - автоматизация сбора, учета, хранения и анализа такой информации, а также предоставления к ней доступа, информационно-аналитическое обеспечение при проведении анализа и антикоррупционных проверок. На основании запросов предполагается формировать статистические и информационно-аналитические материалы по вопросам противодействия коррупции. «Посейдон» включает в себя программно-аппаратный комплекс центрального сегмента, предназначенный для автоматизации антикоррупционной деятельности, а также для обеспечения работы консультативных и совещательных органов при Президенте, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
При вышеописанном подходе государственно-частное партнерство выступает как мощный фактор укрепления безопасности в условиях появления угроз в виде противоправных действий политического характера, требующих подготовки доказательной базы с привлечением общественных экспертных структур под руководством контрольно-надзорных органов.
Проблемы, связанные с повышением безопасности информационной сферы, являются сложными, многоплановыми и взаимосвязанными. Они требуют постоянного внимания со стороны государства и общества, совершенствования методов и средств, позволяющих достоверно оценивать угрозы безопасности информационной сферы и адекватно реагировать на них. Основным направлением деятельности в связи с прямой угрозой гибридной войны должна стать разработка предложений для ликвидации пробелов и нестыковки действующего законодательства, решения проблем в области правоприменительной практики, разработка порядка действий и мер защиты при переходе от обеспечения безопасности к обеспечению обороны.
Статью подготовили - Члены МОО «Национальный комитет общественного контроля»:
Владимир Леонидович Балановский, ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, проф. Академиивоенных наук;
Владимир Михайлович Подъяконов, научный сотрудник Научно-исследовательского отдела (военно-гуманитарных исследований) Военного университета МО РФ, член комиссии РАН по техногенной безопасности, к.и.н.
1 Указ президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 232 «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон»
Персоны1 и Компании7 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.