В 70-е годы прошлого столетия стали вырисовываться очертания процессов, ориентированных на формирование Нового мирового порядка. Фактически без объявления и широкой огласки была организована нового типа мировая война, в которой применялись средства создания в национальных экономиках и социальной сфере «управляемого хаоса». Это парадоксальное понятие предполагает, что в хаос превращалась экономическая и социальная жизнь стран, которые становились жертвой этой войны. А сами агрессоры, держали хаос в стане противника под контролем, для них он был целенаправленно созданным особым порядком.
В основу организации «управляемого хаоса» положена перестройка массового сознания и мировоззрения посредством жесткого воздействия современных средств манипуляций всей духовной сферой человека с применением информационных и социально-культурных технологий. Это - мировая информационно-психологическая война. В ходе ее было достигнуто разрушение культуры солидарности, широкое внедрение социал-дарвинистских стереотипов в представления о человеке и обществе и культа денег.
Преодолев «перестройку» и «переход к рыночным ценностям», убедившись в злонамеренности замыслов западных «партнеров» Россия ищет свой путь, что обостряет ее взаимоотношение с США и Западом, который для продвижения своих целей применяет механизм «управляемого хаоса» с использованием «мягкой» силы. Особая роль отводится воздействию на массовое сознание с целью искажения и разложения национальных, культурных, исторических и духовных устоев и ценностей для создания «управляемого хаоса». Это не прямое вмешательство, а воздействие на слабые стороны жизни с последующим их усугублением для дестабилизации ситуации. Целью применения «мягкой силы» является изменение неудобного государства, перестройка в нем массового сознания без исторической памяти, снижение способности к сопротивлению и самоорганизации. Технологию «управляемого хаоса» по эффективности подобна оружию массового поражения. В ее основу положена перестройка массового мировоззрения посредством манипуляций духовной сферой с применением информационных и социально-культурных технологий.
На первом этапе проводится работа по замене культурно-смыслового кода нации, насаждаются ложные ценности.
Второй этап: стратегия «выученной беспомощности».
Третий этап – захват рычагов экономического регулирования и выращивание подконтрольных экономических элит, что основано на подборке выпускников ВУЗов и их стажировке в американских университетах. Они затем становятся сначала преподавателями в ВУЗах, потом переходят на работу в правительство, а часть из них становится олигархами. Они не должны любить Родину, но должны быть преданы идее «разгосударствления экономики» и «свободного рынка». Потеря рычагов экономического управления, переход на внешнее руководство глобальным бизнесом, приводят к ухудшению жизни в стране, снижению ВВП, недовольству граждан. СМИ продолжают культивировать в сознании масс идеалы общества потребления, приобретение все большего количества товаров и услуг становиться смыслом жизни граждан.
На четвертом этапе разрушаются связи общества. Неопределенность социального положения, утрата чувства солидарности ведут к нарастанию отклоняющегося поведения, в том числе коррупции.
После этого «управляемый хаос» переходит к пятому этапу - стимулированию революционной напряженности. Для организации хаоса создается во власти и в оппозиции критическая масса прозападных марионеток. В технологию «управляемого хаоса» вовлекается молодое поколение, некритичность мышления которого, их эмоциональное восприятие окружающего мира и желание самоактуализироваться - благодатная почва для формирования хаоса в обществе.
После того, как ситуация в стране начинает выходить из под контроля власти, технология «управляемого хаоса» переходит к шестому, финальному этапу – смещению неудобного лидера. Если он проявляет политическую волю и решительность, не пасует перед информационным и дипломатическим давлением Запада, технология «управляемого хаоса» может развиваться дальше по разным сценариям. Первый - это вооружение протестующего народа, создание боевых отрядов и гражданская война. Второй - открытое военное вторжение.
Достижение любого из этапов такой «мягкой» войны – это для Запада уже успех. При этом за геополитикой всегда стоят интересы глобального бизнеса, выигрывающего при ослаблении экономик других стран и превращения их в сырьевой придаток и объект манипулирования. Используя сетевой принцип воздействия «управляемый хаос» опутывает все сферы общества от образования, СМИ и науки, до экономических и политических процессов. Анализ показывает, что уже на самых ранних стадиях реализации «управляемого хаоса» для выведения государства и его общества из стабильного состояния, нарушения основ справедливости в обществе в качестве «мягкой силы» используется проявление негативного девиантного поведения – коррупция.
Манипуляция духовной сферой с применением информационных и социально-культурных технологий подводит к мысли, что коррупция - явление международное и вневременное, это теневая сторона жизни, а борьба с тенью кажется невозможной. Для разрушения России стараются использовать все основные особенности и формы коррупции. Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность. Сведение коррупции ко взяточничеству представляет малозначимыми или даже вполне допустимыми другие, более опасные для общества и государства формы коррупции.
Основной причиной коррупции является несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания. Идеологи «управляемого хаоса» для обоснования неизбежности формирования коррупции в РФ указывают, что причинами коррупции являются:
- низкий уровень заработной платы в госсекторе по сравнению с частным;
- государственное регулирование экономики;
- религиозная традиция;
- культура страны в целом.
Однако очевидно, что это справедливо только отчасти, как и то, что коррупцию государству самому трудно искоренить. Нужна помощь общества и только если оно в целом, и каждый отдельный человек поменяет свой менталитет, только тогда можно будет справиться с коррупцией. Силы государства и его общества должны быть собраны в кулак, объединены в единый фронт. Об этом прямо говорится в недавно принятой новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021г. № 400: «Обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации стратегических национальных приоритетов в числе важнейших отмечаются: государственная и общественная безопасность; экономическая безопасность». Локомотивом для развития национальной безопасности в сфере противодействия коррупции становится искусственный интеллект, который невозможно подкупить. Системой для повышения эффективности деятельности по профилактике коррупционных правонарушений является государственная информационная система в области противодействия коррупции «Посейдон»1.
Как отмечено в новой Стратегии национальной безопасности «задачи, предусмотренные в рамках стратегических национальных приоритетов, решаются … путем обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, а также их необходимого ресурсного обеспечения». Это должно стать одним из условий для минимизации возможностей проявления коррупции, включать в себя комплекс мер, направленных не только на решение проблемы несовершенства законодательства как фактора, способствующего расцвету коррупции и отсутствию контроля деятельности органов власти, ущербности кадровой политики, а также на уменьшение масштабов государственного администрирования, но и на снижение общественной незрелости и деформированности правового и нравственного сознания гражданского общества, формирование нетерпимости к коррупционному поведению, выработку устойчивого антикоррупционного стандарта поведения в обществе, повышение правового сознания граждан и правовой культуры общества в целом.
Владимир Леонидович Балановский, ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, проф. Академии военных наук;
Владимир Михайлович Подъяконов, научный сотрудник Научно-исследовательского отдела (военно-гуманитарных исследований) Военного университета МО РФ, член комиссии РАН по техногенной безопасности, к.и.н.
1Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ".
Компании4 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.