За нелегальное использование интеллектуальной собственности в Интернете может грозить уголовная ответственность, а владелец сайта оштрафован на несколько млн рублей.
ГлобалМСК.ру спросил экспертов: что грозит предпринимателю, если он сделает полную копию популярного интернет-магазина? Или будет использовать в домене популярный бренд или очень похожий на него без соответствующего разрешения правообладателя?
По словам экспертов RU-CENTER, крупнейшего регистратора доменов для бизнеса, ответственность можно разделить на две категории: нелегальное использование бренда в доменном имени и в контенте на самом сайте.
«Домены напрямую указаны в пункте 2 статьи 1484 ГК РФ как один из вариантов использования товарного знака. Соответственно, на них распространяются и другие пункты данной статьи, которые, к примеру, запрещают без разрешения правообладателя не только дословное использование товарного знака в доменном имени, но и сходное до степени смешения», - поясняют в RU-CENTER.
Российское законодательство предусматривает несколько видов ответственности за создание страниц, копирующих популярные ресурсы.
Во-первых, на таких страницах, как правило, размещаются товарные знаки, правами на которые обладают компании – бренды. Как правило, правообладатели, исключительные права которых нарушены, обращаются в суд с исковым заявлением о защите исключительных прав и взыскании компенсации. За незаконное использование товарных знаков в судебном порядке может быть взыскана компенсация в размере до 5 миллионов рублей.
Во-вторых, за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров предусмотрена административная ответственность (статья 14.10 КоАП РФ). Максимальный административный штраф для физических лиц составляет до 10 тысяч рублей, для должностных лиц – до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц – до 200 тысяч рублей.
Наконец, случаи использования фейковых страниц для обмана с целью извлечения прибыли могут быть квалифицированы как мошенничество. За это предусмотрена уголовная ответственность (статья 159 УК РФ). Ответственность за указанные действия может быть выражена как в назначении штрафа до 1 миллиона рублей, так и в лишении свободы сроком до 10 лет, а также в иных видах наказаний.
Подобные штрафы, тем не менее, не всегда пугают мошенников и недобросовестных предпринимателей и известные бренды, по словам экспертов, регулярно сталкиваются с нелегальным использованием их интеллектуальной собственности в Интернете.
«Для борьбы с такими ресурсами есть автоматизированные системы, которые ищут и среди зарегистрированных доменов, и в контенте сайта упоминания брендов. Например, сервис «Мониторинг бренда» в том числе анализирует упоминания, сделанные с распространенными ошибками в написании», - поясняют в RU-CENTER.
Компании2 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.