"Татнефть" строит планы по выходу на топливный рынок Турции. Первым шагом в этом направлении стала покупка компании Aytemiz Akaryakit. До заключения сделки турецкая розничная сеть имела 570 автозаправочных станций по всей стране.
Для реализации проекта по расширению рынка представители "Татнефти" провели переговоры с владельцами сети АЗС - семьей Айтемиз и инвесткомпанией Dogan Holding. Стороны договорились о цене в 320 млн долларов. Следующим шагом стало проведение ряда встреч по согласованию открытия представительства российской нефтяной компании в Турции.
Надо сказать, что "Татнефть" - далеко не первая отечественная нефтянка, решившая заправлять турецкие автомобили. В 2008 году Лукойл завладел крупной сетью АЗС в Турции. Поэтому поведение "Татнефти" с финансовой точки зрения вполне обосновано - в микроэкономическом плане не страшно идти на рынок, если у конкурентов есть успешный опыт. В разрезе макроэкономики российские нефтяные предприятия стремятся показать свое присутствие в "дружественных странах".
Представители инвестхолдинга Dogan Holding, которому принадлежала половина активов сети заправок, рассказали, что компания "Татнефть" стала единственным владельцем выкупленного бизнеса, получив все 100%. Сделка с инвестиционной организацией будет считаться полностью закрытой после получения регулярных разрешений.
Сеть топливных АЗС Aytemiz является одной из крупнейших турецких компаний в своем секторе. Она входит в десятку лучших и занимает в этом рейтинге седьмую строчку. После завершения сделки "Татнефть" станет владелицей 570 заправок, находящихся в разных регионах Турции. Толчок ее развития произошел в марте 2015 года, когда инвестхолдинг выкупил половину активов Aytemiz. Основатель Dogan, турецкий бизнесмен Айдын Доган вложил в капитал сети около 48 миллионов долларов, что позволило на треть увеличить количество автозаправочных станций. Aytemiz всегда приносила прибыль, потому что ее развитием занималась семья Айтемиз, члены которой ведут бизнес в нефтяной отрасли более полувека, с 1960 года. Известно, что по итогам прошлого налогового периода выручка компании составила 29,7 млн долларов.
Что касается масштабов распространения российской нефтянки в пределах постсоветского пространства, сейчас она ориентирована прежде всего на отечественный рынок, поскольку до покупки турецкой сети АЗС в ее собственности находились 774 заправки на территории РФ, 18 - в Белоруссии и 3 - в Узбекистане.
Напомним, что "Татнефть" в прошлом году попала под европейские санкции, поэтому выход на турецкий рынок для нее сейчас - приоритетная задача. Участие в топливной рознице в "дружественных" стран поможет нивелировать значительный дисконт при экспорте российских энергоносителей, который образуется из-за наложенных на компанию западных ограничений.
Выход на турецкий рынок будет нести ряд сложностей, "Татнефти" следует приготовиться к ним, утверждает сотрудник еще одной российской нефтянки. Так, например, представители "Лукойла", выкупившего в свое время у семьи Айтемиз сеть, в которой было 700 АЗС, жаловались на определенное давление со стороны турецких властей с целью регулирования цен на топливо. Как сказал совладелец "Лукойла" Леонид Федун, поведение турецких властей, особенно в преддверии выборов, негативно влияет на бизнес в целом и локальные уровни прибыли.
Персоны1 и Компании6 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.