Автомобильная резина перешла в категорию товаров, при покупке которых россияне хотят сэкономить. К такому выводу пришли производители шин и маркетплейсы, проведя анализ продаж в данном сегменте рынка за 1 квартал 2023 года.
За первые три месяца наступившего года продажи шин упали на 16% в количественном выражении, в денежном же показатель и вовсе упал на 42%. Это свидетельствует о том, что россияне не готовы тратить много денег на смену резины автомобилей и все чаще отдают предпочтение бюджетным вариантам.
Еще одной причиной спада на рынке автошин стал прошлогодний ажиотаж, спровоцированный опасениями приближающегося дефицита. Иностранные марки повально прекращали отгрузки продукции, что провоцировало рост спроса и создавало высокую базу для сравнения.
Однако представители профильной ассоциации не торопятся называть текущую ситуацию кризисом на рынке. Полная картина происходящего будет понятна только летом. Пока можно говорить о намерениях россиян экономить на замене автомобильных шин.
Система маркировки «Честный знак» подсчитала, что в период с января по март 2023 года розничные продажи колес упали на 16%. По предварительным данным, количество реализованной продукции составило 3,2 млн штук. Четверть всех покупок пришлась на покрышки для 16-дюймовых дисков, меньше всего шин приобрели владельцы автомобилей с дисками R14 (13,4%).
Специалисты «Честного знака» отмечают, что в розничной торговле сейчас находится 34,8 млн шин, из которых 25,7 млн - летняя резина, а 8,8 млн - всесезонные покрышки. С учетом текущего спроса запасов летних шин хватит еще на 22 месяца, всесезонных - на 15. Существенному изменению подвергся и состав потребительского спроса. Известная компания Nokian Tyres, которая в 2022 году продала свой российский бизнес «Татнефти», отметила значительное сокращение спроса в премиальном сегменте.
Руководитель категории «Запчасти» в «Авито» Александр Куроптев провел мониторинг рынка и определил, что после ухода из России большого количества мировых брендов, покупатели начали обращать внимание на другие компании, готовые предложить более бюджетные, но не менее качественные варианты. Так, например, в этом году лидером продаж стала китайская компания Triangle.
Несмотря на общий спад продаж, в рознице еще фиксируются локальные всплески активности потребителей. В марте реализация новых и бывших в употреблении шин на «Авито» увеличилась в 3,5 раза по сравнению с февралем. Это вполне объяснимо: впереди лето, а значит, и замена сезонной резины. Лидерами по числу новых проданных шин сейчас выступают марки Pirelli, Triangle и Yokohama, а в сегменте б/у продукции Pirelli, Michelin и Bridgestone.
В Ассоциации производителей шин заверяют, что общее падение спроса не может быть вызвано повышением цен. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда на рынке наблюдался ажиотаж, их стоимость упала на несколько тысяч рублей.
Компании9 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.