С 24 апреля мошенники, которые оформляют займы на чужие имена, столкнутся с серьезными препятствиями. С этой даты вступят в силу обновленные базовые стандарты для микрофинансовых организаций (МФО), утвержденные Центральным банком (ЦБ). Одно из ключевых новшеств заключается в том, что при онлайн-выдаче кредитов МФО теперь должны проводить минимум 3 из 10 мероприятий, указанных в обновленных стандартах, чтобы проверить личность и данные заемщиков.
Ранее для получения займа дистанционно во многих МФО было достаточно предоставить копию паспорта и номер телефона. Теперь же организациям необходимо убедиться в действительности оригинала паспорта, подлинности фотографии в документе, сведениях о кредитной истории и в том, что заявление было подано именно владельцем указанного в заявке счета и номера. ЦБ уверен, что введение этих мер в совокупности с повышенными резервами по займам, выданным с использованием чужих данных, значительно снизит уровень мошенничества в этом сегменте. Об этом стало известно изданию «Известия» от представителей Центробанка.
Ранее у микрофинансовых организаций не было единых правил по проверке данных, предоставленных клиентами. Тем не менее, многие крупные компании уже использовали способы проверки, предусмотренные стандартом. Целью новой редакции является приведение остальных фирм к адекватному уровню защиты данных пользователей, отметил регулятор.
Это было логичным и ожидаемым решением, учитывая рост популярности онлайн-выдач займов. Согласно данным, около 70% всех выданных кредитов оформляется онлайн. Председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев отметил, что дистанционный способ получения займов активно растет с 2020 года, когда многие отделения банков были закрыты из-за пандемии. Микрофинансовые организации предложили клиентам формат кредитов «не выходя из дома», что привело к увеличению соответствующих выдач.
При этом простота получения денег в режиме онлайн стала причиной активизации злоумышленников, которые оформляют займы на чужие имена. Это способствует росту числа обращений по вопросам мошенничества и проблемам с испорченными кредитными историями. Например, в 2022 году количество жалоб на МФО в целом сократилось на 5,6%, однако обращения по вопросам неправомерных действий увеличились на 38,6%, а проблемы с испорченными кредитными историями — на 49,9%. Люди, чьи данные были использованы преступниками, не знают об этом и не обслуживают долг, что отражается на их кредитной истории.
Оформление займов без согласия гражданина стало серьезной проблемой в последнее время. Евгения Лазарева, руководитель проекта Народного фронта «За права заемщиков» и координатор платформы «Мошеловка», отметила, что упрощенная идентификация клиентов при онлайн-выдаче займов является слабым местом.
«Данная проблема стоит остро, поскольку МФО переводят средства по номеру банковской карты и не имеют возможности установить получателя. Злоумышленники, имея паспортные данные или копию паспорта жертв, оформляют на их имя многочисленные займы и указывают в заявке номер карты, к которой у жертвы нет доступа. При этом часто указываются "левые" номера телефонов, что затрудняет связь с потерпевшими», - заявила Лазарева.
Примечательно, что в СРО «МиР» главную проблему наблюдают не в уровне проверки клиентов, а в том, что граждане сами несерьезно относятся к собственным персональным данным.
Компании3 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.