В начале мая эксперты Роскачества начали обсуждение вопроса о маркировке продукции, которую дети воспринимают как игрушки. На совещании сформировалась рабочая группа, которая будет разрабатывать повестку для государственной комиссии по противодействию обороту нелегальной продукции при Минпромторге. Согласно документам, изученным «Известиями», вопрос возрастной маркировки является одним из приоритетных в РФ.
В завершении 2022 года организация начала изучать игрушки персонажа хоррор-игры Poppy Playtime под названием «Хагги Вагги», которые стали очень популярны в России. По данным организации, продажи этих игрушек за 12 месяцев после их релиза в сентябре 2021 года достигли 9 млн штук. В связи с этим Роскачество провело исследование данной продукции, проанализировав 18 торговых марок по 59 критериям безопасности, качества и достоверности маркировки. Большинство из них были произведены китайскими компаниями, лишь несколько из них - в России. Их продажа в основном осуществлялась в онлайн-рознице, как следует из документов ведомства.
Результаты исследования показали, что ни одна из игрушек под маркой «Хагги Вагги» не соответствовала нормам. Было выявлено, что 12 производителей нарушали регламент о безопасности, не имея необходимых сертификатов качества для своей продукции, что является обязательным требованием для этой категории товаров. Кроме того, часть изделий оказалась токсичной и могла привести к аллергическим реакциям и отравлениям у детей.
Производители нашли способ избежать ответственности за нарушения, связанные с безопасностью игрушек, продавая свои товары как сувенирную продукцию, которая не подпадает под технический регламент о безопасности игрушек. Однако, как выяснила проведенная Роскачеством экспертиза психологического направления, на практике дети воспринимали эту продукцию как игрушки. Чтобы защитить их от подобных товаров, организация предложила маркировать изделия знаком «14+», который будет указывать на то, что они не являются игрушкой и не предназначена для детей младше 14 лет.
Артем Соколов, являющийся президентом Ассоциации компаний интернет-торговли, заявил, что немногие обращают внимание на возрастную маркировку при покупках, поэтому она не может защитить потребителей от продукции, которая может быть небезопасной. Это особенно актуально, если на лабораторном уровне уже доказано, что товар может представлять угрозу для здоровья.
Глава Ассоциации импортеров и дистрибьюторов товаров Антонина Цицулина предложила другой способ решения проблемы с продукцией, которая не соответствует обязательным нормам. Она считает, что у производителей, нарушающих законодательство, должны быть аннулированы разрешительные документы и их товары должны быть отозваны с рынка.
Эксперт фирмы «Интеллектуальный капитал» Василий Зуев утверждает, что маркировка продукции знаком «14+» не повысит качество товаров и не защитит детей от возможных негативных последствий от ее использования. Он считает, что более логичным решением является формирование регламента о безопасности сувенирных товаров.
Как полагает Вадим Ткаченко, являющийся юристом консалтинговой группы vvCube, если производителей обязать маркировать товары, которые могут быть ассоциированы с игрушками, их затраты значительно возрастут.
Персоны3 и Компании7 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.