20:38
Пробки:   1
$
99.0180
104.5016
«Едят даже хомячки и снегири»: что надо знать о сити-фермах и их продукции
«Едят даже хомячки и снегири...
Подписка на рассылку

«Едят даже хомячки и снегири»: что надо знать о сити-фермах и их продукции

5 мая 2023
1284
5 мин.
1
«Едят даже хомячки и снегири»: что надо знать о сити-фермах и их продукции

Ещё несколько лет назад словами «вертикальная ферма», «сити-ферма» можно было заставить задуматься, пожалуй, даже образованного человека. Однако сейчас ведение компактного, эффективного сельского хозяйства в городской среде стало модным трендом, привлекающем инвестиции и амбициозных предпринимателей. А сами горожане с удовольствием потребляют их продукцию в салатах и смузи. Спрос на зеленные культуры растёт, что и является главным драйвером отрасли. Россельхозбанк рассказывает, что выращивают на сити-фермах и знакомит с реально работающими бизнес-моделями.

Почему вертикальное-фермерство будет востребованным

  1. эргономичность – каждая единица площади выращивания на вертикальной ферме позволяет освободить 10-20 единиц земли той же площади, занятой под сельское хозяйство;
  2. экономия природных ресурсов (требуют на 90% меньше воды, чем традиционные фермы)
  3. устойчивость к вредителям за счет закрытого автоматизированного микроклимата;
  4. низкий риск потери урожая, так как встроенные датчики анализируют состояние почвы и растений, а специальные программы регулируют вентиляцию, температуру, освещение и полив

Что растёт на сити-фермах

Технология позволяет выращивать многие культуры: зелень, травы, клубнику, баклажаны, грибы. Среди ягод популярна жимолость и земляника. Также можно культивировать цветы, например, тюльпаны, нарциссы, герберы. Популярными травами для выращивания являются мята и базилик, а среди салатов – руккола и айсберг.

А поподробнее про зелень?

Россельхозбанк подсчитал, что к 2030 году жители городов России будут съедать в среднем 12 кг свежей зелени в год вместо 7-8 кг в год сейчас. В ближайшие 10 лет рынок зеленных культур будет расти опережающими рынок темпами, а сегмент салатной зелени, будет составлять 75-80% российского рынка зеленных культур.

Наиболее высокие темпы роста в ближайшие 10 лет будут показывать производства зелени и салатов, выращенных на вертикальных фермах. Развитие технологий вертикального фермерства позволит выращивать овощи и зелени в любых климатических условиях, что станет особенно актуально в регионах где тепличное овощеводство и овощеводство открытого грунта нерентабельно или затруднено из-за суровых климатических условий - например, на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале.

Я хочу сити-ферму. Чего ожидать – смотрим на примере действующих ферм

В первую очередь, необходимо понимать порог входа на рынок. Сами участники рынка оценивают его по-разному, учитывая различные факторы.

Так, по мнению основательницы ижевской сити-фермы «Зелёная фея» Марии Дмитриевой, которая сейчас получает дополнительный опыт в «Школе фермера» РСХБ, для запуска бизнеса может хватить 500 тыс. рублей.

Ранее Мария работала в совсем не связанной с сельским хозяйством финансовой организации, а теперь радует жителей Удмуртии насыщенной микроэлементами микрозеленью: это знакомые нам подсолнечник, горошек, редиска, свекла и другие овощные и злаковые культуры в стадии появления первых листьев. Особенность производства в том, что в пищу идут пророщенные растения высотой до 15 см на стадии роста в 2-3 листочка – их можно есть просто так или добавлять в смузи, салаты, украшать ими выпечку и т.д.

По словам Марии, в месяц можно рассчитывать на выручку до 150 тыс. рублей, а сам бизнес окупает себя за 2 года.

При планировании бизнеса обязательно нужно понимать каналы сбыта и изучить спрос – то есть иметь представления о клиентах. Мария содержит собственный розничный магазин, участвует в ярмарках, в том числе на «Вкусных пятница» РСХБ, продвигает свой бренд через социальные сети и маркетплейс фермерской продукции Своё Родное.

Продукцией фермы пользуются рестораны, кафе, просто обычные люди – и не только!

«Среди моих клиентов даже хомячки и снегири», – рассказывает Мария.

Основатели удмуртского КФХ «За Зелень!» Татьяна и Роман Кирдяновы подчёркивают, что порог входа в бизнес зависит от выбранных культур для выращивания: так, в 60 тыс. рублей обойдётся 1 гидропонная установка стеллажного типа, а вот профессиональная всесезонная теплица на 450 кв. м потребует 5-6 млн рублей, и то без учёта стоимости участка.

Сами супруги начали дело в 2014 году с зелени и редиса, однако впоследствии сосредоточились на зелени как более рентабельной культуре. Сейчас фермеры выращивают зелень на площади около 1 тыс. кв. м и собираются кратно расширить производство. Кирдяновы говорят, что в их случае бизнес окупился через 4-5 лет. «Школа фермера» также помогла пополнить знания – её посещал муж Роман.

Средний доход в отрасли супруги оценивают в 200 тыс. рублей с поправкой на различие в выращиваемых культурах, условия сбыта и другие факторы.

Сбыт организован через сети крупных розничных магазинов, а также сегмент HoReCa и частных лиц. Заявки принимаются через социальные сети, мессенджеры.

В свою очередь, сооснователь столичной сити-фермы «Съедобный вершок» Павел Юдин оценивает создание хозяйства в домашних условиях на площади 20-30 кв. м в 1 млн рублей.

«Для более серьезных объёмов сбыта и работы с юридическими лицами, магазинами, производствами потребуется аренда площади от 50 кв. м и вложения от 2 млн рублей», – предупреждает Павел.

Говоря о доходе, Павел Юдин делает акцент на его зависимости «от совокупности факторов: стоимости аренды, количества сотрудников в найме и, что немаловажно, стоимости самой реализуемой продукции. Откровенно скажем, что один и тот же лоток растущего горошка продают в розницу от 70 до 150 рублей. При небольших объёмах реализуемой продукции можно иметь доход до 100 тыс. рублей, при больших мощностях – до 1,5 млн рублей».

Срок окупаемости сити-фермы, по мнению Павла Юдина, – около 1 года, однако, чем больше опыта в управлении таким предприятием, тем больше вероятности этот срок сократить.

В вопросе о клиентах Павел Юдин в целом согласен с другими опрошенными сити-фермерами, однако добавляет, что замечает растущий интерес к микрозелени со стороны производств готового питания. Это, считает он, свидетельствует о росте популярности микрозелени в повседневной жизни.

По оценкам экспертов РСХБ, верхний порог входа в сити-фермерство редко превышает 10 млн рублей.

АО «Россельхозбанк». Генеральная лицензия Банка России No3349 (бессрочная). www.rshb.ru. Реклама. ИНН 7725114488 ОГРН 1027700342890 Юр. Адрес: 119034, г. Москва, Гагаринский переулок, дом 3.

Компании1 в новости

Раздел:

Общественная редакция в Москве

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8168293948
Умерли за год
52373014
Родились за год
128846884