Согласно данным, полученным в ходе проведенного исследования, примерно 10% жителей России поддаются панике из-за новостей и стараются совершить покупки как можно быстрее, 20% не могут совладать с импульсивным желанием купить что-либо, а 25% ходят по магазинам, чтобы отвлечься от тревоги и депрессии. Данным исследованием занялись сотрудники НИУ ВШЭ.
После опроса россиян выяснилось, что примерно 10% от населения России совершают необдуманные покупки из-за тревожных новостей, а каждый четвертый человек сталкиваются с периодом импульсивных покупок, когда товары приобретаются не из-за их непосредственной необходимости, а из-за желания просто совершить покупку. Данную информацию предоставил Вадим Радаев, проректор НИУ ВШЭ, а также заведующий лабораторией экономико-социологических исследований. Опрос населения проводился в период с июня по июль текущего года. Опрошенными стали граждане, проживающие в 55 субъектах Российской Федерации. С каждым из них проводилось личное интервью. Как оказалось, всего в исследовании участвовало примерно 6 тысяч человек.
Радаев убежден, что покупка товаров под действием эмоциональной загруженности существовало всегда и во всех странах. Однако актуальность данного периода растет во время наступления внешних шоковых ситуаций. «В России пока что с внешними шоками все нормально», - сказал он. Эксперты считают, что такие спонтанные покупки при эмоциональной загруженности доставляют человеку моральное удовлетворение. Но важно понимать, что в конечном итоге это может привести к серьезным материальным издержкам и даже стать причиной появления депрессивного состояния.
В результате опроса выяснилось, что самую сильную подверженность эмоционально нагруженным покупкам имеют женщины России. Панические покупки товаров характерны для 10,1% женщин и 8,5% мужчин, а импульсивное потребление – для 29,1% и 18,9% соответственно. Паническим потреблением считается определенная реакция населения при ожидаемом дефиците товаров и сомнениях в способность правительства контролировать экономическую ситуацию в стране. Аналитики считают, что у подобных покупок две функции: инвестиционная, то есть желание заработать, и экономия ресурсов, так как есть страх того, что в будущем стоимость товаров резко увеличится. Исходной точкой такой ситуации является появление определенных слухов или вирусных новостей о возможном дефиците товаров.
Радаев более подробно рассказал и об импульсивном потреблении россиян. Его главными характеристиками являются незапланированность и спонтанность. Эксперт убежден, что таким образом часть населения проводит потребительскую терапию, чтобы справиться с волнениями и депрессивным состоянием. Основным фактором, из-за которого люди вовлекаются в эмоциональное потребление из-за Интернета, предоставляющего возможность купить товар за пару секунд. По словам Радаева, в такое потребление погружены не только онлайн-покупатели, но и люди, постоянно употребляющие алкогольные напитки. По статистике, паническому потреблению более подвержены жители малых городов. Импульсивное и компульсивное потребление более характерно для молодых граждан России, которые быстро поддаются желанию купить что-либо, а также для жителей крупных городов, которые имеют более высокий уровень доходов и определенные признаки депрессии.
Компании2 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.