Эксперты считают, что дизельное топливо и бензин являются «кровью» российской экономики. Дело в том, что цены на горючее напрямую воздействуют на рост инфляции. Именно поэтому увеличение стоимости бензина для России крайне болезненно воспринимается гражданами страны.
До весны 2022 года проблема ценообразования топлива в России не являлась острой. На это не могли повлиять даже санкции, введенные недружественными государствами. Однако в середине апреля данная ситуация кардинально изменилась. Изначально цены начали расти на биржевом рынке. Так, стоимость Аи-92 составляла 45 тысяч рублей за тонну сырья, а сейчас она превысила 70 тысяч рублей. Котировки Аи-95 увеличились с 50 тысяч рублей до 76,4 тысяч рублей. Данная отрицательная динамика фиксируется и в отношении дизельного топлива. В начале апреля его стоимость достигала 50 тысяч рублей за тонну, но уже сейчас составляет 77,7 тысяч рублей.
Александр Новак, вице-премьер России, и Николай Шульгинов, министр энергетики, совместными усилиями пытались успокоить россиян, утверждая, что увеличение оптовых цен не сможет прорваться на внутренний рынок. По их словам, ценники на топливо не смогут превысить показатель инфляции. Изначально высказывания властей действительно вселили оптимизм. Согласно данным, предоставленным Росстатом, годовая инфляция в России должна была достигнуть 5,5%, но из-за повышения ключевой ставки может достичь 6-7%. Именно по этой причине цены на бензин будут увеличиваться гораздо быстрее, чем заверяли в Кабинете министров всего пару месяцев назад. Ситуацию ухудшает тот факт, что стоимость топлива влияет на общий рост ценников в России.
Во время планерного заседания Владимир Путин, президент России, вновь попытался успокоить отечественных потребителей. Более того, он заявил, что российское правительство уже ведет упорную работу над решением данной проблемы. Однако он подчеркнул, что происходит это не совсем удачно. Дело в том, что Кабмин не смог своевременно принять соответствующие меры и вовремя отреагировать на ухудшение общей ситуации. «Все инструменты уже известны, а договоренности между правительством и производителями подписаны. Надеюсь, это может исправить положение», - сказал Путин. Однако отечественные эксперты считают, что президент несколько поспешил, заявив о положительном прогнозе.
По их словам, сейчас перед правительством лежит крайне тяжелая проблема, решить которую довольно затруднительно. Стоимость топлива на внутреннем рынке повышается из-за совокупности нескольких факторов. Главным из них является то, что нефтедобывающие компании в России, стремясь получить большую прибыль, отдают предпочтение экспорту сырья, а не поставкам на внутренний рынок. К примеру, поставки дизеля другим странам выгоднее более чем на 40%.
Справиться с этим невероятно сложно. Многие эксперты склоняются к тому, что исправить ситуацию просто невозможно. По их оценкам, российский бюджет будет дефицитным как минимум до 2025 года. 15 сентября правительство провело совещание, на котором было решено ввести заградительные пошлины на поставки бензина и дизеля в другие страны. Власти считают, что данная мера поможет в обуздании роста цен на внутреннем рынке. Но эксперты не могут с уверенностью сказать, что такое решение действительно станет эффективным. Дело в том, что запретить «серый» экспорт не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Персоны3 и Компании2 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.