Не так давно появилась информация о том, что нефтегазовые доходы России достигли своего 16-летнего минимума. Об этом сообщили представители Счетной палаты в своем отчете о распределении государственного бюджета за три квартала текущего года. У отечественных экспертов возникло множество вопросов к этому заявлению. Леонид Крутаков, доцент Финансового университета, более подробно рассказал о том, что на самом деле скрывается за опубликованной информацией.
По его мнению, поступления от нефтегазовой сферы в бюджет сохранились на прежнем уровне. Он прокомментировал это следующим образом: «Сейчас ситуация обратная: с нефтяной отрасли взимаются очень большие налоги. Однако стоит отметить, что налоги собираются исключительно с нефтяников. Газовая отрасль платит столько же, сколько и раньше». Согласно имеющейся информации, стоимость российской нефти марки Urals с декабря прошлого года упала в цене примерно на 32%.
Представители Минфина сообщили о том, что за аналогичный период времени от нефтегазовой отрасли в отечественный бюджет поступило примерно на 25% меньше доходов. Но если разделить данные по нефти и газу, то картина будет совершенно иной. За первые девять месяцев этого года от нефтяной отрасли в казну поступило 5,99 трлн рублей, а по итогам года данный показатель должен составлять 6,948 трлн рублей. Эксперты считают, что в конце года эти поступления будут зафиксировано на уровне 114% от плана, что эквивалентно 7,903 трлн рублей. Однако по газу ситуация другая. За аналогичный период времени удалось получить 979 млрд рублей, а по итогам года планировалось 1,246 трлн рублей. Но аналитики убеждены, что план будет выполнен только на 95%.
Крутаков считает, что нагрузка на российскую нефтяную отрасль выросла, но только не в абсолютном показателе, а в реальном исчислении роста налогов. По его мнению, Антон Силуанов, глава Минфина, во время выступления о результатах наполнения бюджета всегда говорит о достижениях реальных производителей добавленной стоимости. Он убежден, что Минфин намеренно смешивает данные по нефти и газу в одно единое, так как это позволяет ему обосновать увеличение налоговой нагрузки сразу на обе отрасли. Однако на деле нагрузка увеличилась только по отношению к отечественным нефтяникам.
Другие аналитики считают, что таким образом ведомство пытается скрыть определенные провалы «Газпрома», которые возникли после введения множества санкций. Они отмечают, что представители Минфина и Счетной палаты в своих отчетах используют слово «углеводороды», чтобы смешать нефтяную и газовую отрасль. По мнению Крутакова, данные о рекордном сокращении нефтегазовых доходов – просто пыль в глаза. Дело в том, что эту информацию подхватили практически все отечественные СМИ, а на самом деле фиксируется самая обычная манипуляция.
Согласно разработанному Госдумой проекту федерального бюджета, в следующем году нефтегазовые доходы должны вырасти на 30% и составить 11,5 трлн рублей по итогам года. Однако более 1,3 трлн рублей из этой суммы придется не на увеличение добычи сырья, а на изменение налогового законодательства. Чтобы добиться таких результатов, Минфин установит рекордную налоговую нагрузку на нефтяную отрасль. По подсчетам экспертов, примерно 70% прироста доходов будет осуществлено именно за счет этого фактора.
Персоны2 и Компании6 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.