Федеральная антимонопольная служба заявила о том, что уже сейчас она начала присматриваться в сторону маркетплейсов. Дело в том, что ведомство признало Wildberries и Ozon коллективными монополистами, так как их доля на рынке превышает 80%.
Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей, более подробно рассказал о сложившейся ситуации. По его словам, маркетплейсы являются для России относительно новым инструментом, позволяющим легко торговать в современных условиях. Простыми словами, они представляют собой специальные площадки, на которых продавцы различных товаров могут найти своих покупателей. Помимо того, что маркеплейсы выполняют функцию посредничества, соединяя продавцов и покупателей, они также прекрасно доставляют товары в самые разные точки страны. Однако важно помнить, что продукции под собственным брендом ни у одного маркетплейса нет.
Самый первый отечественный маркетплейс появился в 1997 году, а стал им Ozon. Сейчас же главным конкурентом этой торговой площадки выступает Wildberries. По итогам прошлого года, доля этих компаний на рынке составила 32,5% и 49,7% соответственно. У самого первого маркетплейса по всей стране насчитывается порядка 18 тысяч пунктов выдачи заказов, в то время как его главный конкурент смог расшириться более заметно – около 30 тысяч точек выдачи товаров.
Эксперт прокомментировал данную ситуацию следующим образом: «В случаях, когда два участника практически полностью контролируют рынок, мы можем стать свидетелями явления, получившего название дуомонополизм. Для самих компаний это не значит ничего хорошего. Дело в том, что при отмене моратория на проверки бизнеса все сомнительные действия станут причиной проведения расследования антимонопольной службой. Каждое нарушение законодательства в таких случаях карается огромным штрафом. Практика показывает, что нередко владельцы таких организаций получают оборотный штраф, размер которого составляет определенное число процентов от оборота маркетплейса. А это действительно огромные суммы средств».
По мнению Янина, Wildberries и Ozon будут просить у ФАС более конкретных объяснений. Вполне возможно, ведомство восприняло что-то как недобросовестное действие, поэтому и пытается наказать отечественных монополистов. В любом случае торговым площадкам придется ответить за различные махинации. Если они смогут исправить свои ошибки, то переживать им не за что, считает эксперт.
Пока что ФАС не планирует применять против маркетплейсов каких-либо существенных мер. На данный момент ведомство лишь продемонстрировало, что уделило особое внимание этим компаниям. У многих экспертов вызывает недоумение тот факт, что ведомство не приводит значения по каждой торговой площадке по отдельности. Однако есть высокая вероятность того, что главы маркеплейсов сами не хотят, чтобы их разделяли в это время. Дело в том, что разделение так или иначе приведет к тому, что кому-то придется возглавить этот рейтинг. Однако стать лидером в глазах антимонопольщиков не хочет ни одна отечественная организация.
В худшем случае стоит ждать снижения пунктов выдачи заказов для всех маркетплейсов. В будущем это принесет новые проблемы с логистикой, что повлияет на итоговой стоимости товаров.
Персоны1 и Компании5 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.