Вице-премьер Александр Новак в ходе выступления в Совет Федерации заявил о том, что ситуация на отечественном топливном рынке остается стабильной. Однако Игорь Юшков, эксперт Финансового университета, считает, что вероятность появления очередного дефицита топлива все же присутствует.
«В начале этого года произошла авария на самом крупном российском нефтеперерабатывающем заводе. На нем производятся огромные объемы бензина. В России показатель выпуска топлива равен потреблению на внутреннем рынке. По оценкам аналитиков, порядка 90% производимого бензина практически сразу потребляется. Нижегородский завод выпускал примерно 10% от общего объема. Из-за сложившейся ситуации нам придется либо столкнуться с дефицитом топлива на внутреннем рынке, либо отказаться от его экспорта. С дизелем ситуация проще. Примерно половина производства отправляется на зарубежные рынки», - заявил он.
По мнению эксперта, Украина во время своих ответных ударов пытается нанести ущерб именно отечественным перерабатывающим заводам. Также в зоне риска находятся топливные хранилища. Из-за этого может возникнуть перспектива физического дефицита производства. Но Юшков убежден, что даже из этой ситуации можно найти легкий выход. К примеру, Россия может покупать больше бензина у Белоруссии. Там есть два крупных нефтеперерабатывающих завода, которые недозагружены. Однако эксперт напоминает, что цены на такое топливо будут совершенно другими.
В правительстве убеждены, что на отечественном рынке топлива наблюдается профицит, из-за чего в введении запрета на экспорт данной продукции нет никакой необходимости. Николай Шульгинов, министр энергетики, считает, что ситуация стабилизировалась, поэтому дополнительные меры не нужны. Однако при существенном сокращении производства тема возможного запрета на экспорт может стать весьма актуальной.
Юшков прокомментировал данную ситуацию следующим образом: «Запрет на экспорт является последним аргументом правительства в конфликте с компаниями. Главной причиной этого может стать выход нефтеперерабатывающих заводов на профилактические ремонты, что случается летом каждого года. Есть вероятность, что в этом году правительство предпримет определенные меры, чтобы не допустить физического дефицита. В последнее время внутреннее потребление постоянно увеличивается».
Он убежден, что летом Россию ждет очередное повышение спроса на бензин. И одновременно с этим начнется ремонт на нефтеперерабатывающих заводах. Также сельскохозяйственная техника оттягивает не себя определенную часть топлива. Не стоит забывать, что большая часть дизеля отправляется на Специальную Военную Операцию. Именно поэтому главным вопросом в этой отрасли является синхронизация НПЗ. Если с дизелем все хорошо, то ситуация с бензином гораздо сложнее. Сейчас если из производства выпадет хотя бы 1-2%, то появится необходимость завозить топливо из других субъектов. Однако логистика является проблемой компаний, а не правительства. Государство сможет взять ситуацию под свой контроль, но только в экстренном случае. До тех пор организации должны самостоятельно регулировать производство и потребление топлива в каждом регионе России.
Персоны3 и Компании5 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.