Банки с начала 2024 года счета клиентов стали блокировать чаще. Это связано с тем, что ЦБ ужесточил требования по контролю над компаниями с признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке.
Согласно информационному письму ЦБ от 27.12.2023 № ИН-08-12/69 (размещено 10.01.2024) банкам рекомендуется выявлять нелегалов среди своих клиентов и их контрагентов по различным критериям, таким как налоговая нагрузка, объемы снятия наличных и переводы физлицам, наличие платежей по финансово-хозяйственной деятельности, репутация контрагентов, а также платформы "Знай своего клиента".
Чтобы избежать блокировки платежей и счетов, Мои финансы рекомендуют бизнесу:
1) поддерживайте активность фирмы: важно покупать, производить/продавать, перечислять зарплату сотрудникам, оплачивать арендные платежи, телефонную связь и т.д.
2) при любых изменениях в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сразу отправляйте данные в ФНС и банк;
3) оперативно реагируйте на запросы со стороны банка: предоставляйте необходимые документы, составляйте письменные объяснения о нюансах бизнеса.
Важно понимать, что банк вправе потребовать абсолютно любую информацию по работе бизнеса, а также вызвать клиента для устного разъяснения. У разных банков могут быть разные алгоритмы действий и разные списки запрашиваемых документов;
4) уплачивайте налоги вовремя;
5) избегайте дробления бизнеса и работу с сомнительными контрагентами;
6) сведите оборот наличных средств к минимуму: снятие большого объема наличных, а также действия с наличными в начале и конце дня сразу привлечет внимание банка;
7) избегайте, по возможности, частые переводы на карты физлиц;
8) не «смешивайте» бизнесовые платежи и личные траты: ИП платит налоги со счета ИП, физлицо – переводит с личного счета на карты родственников;
9) собирайте документы по каждой финансовой операции. Лучше пусть они не пригодятся.
Если Ваш платеж или счет заблокировали, то быстрый и квалифицированный ответ с предоставленными документами часто может спасти ситуацию. Главное не игнорировать запросы банковских служащих.
Как это работает?
При банках есть служба комплаенс, задача которой - следить за тем, чтобы не нарушалось действующее законодательство. Сотрудники комплаенс призваны защитить свой банк от возможных претензий к нему со стороны ЦБ.
Как только клиент попал под прицел комплаенс, тут же ставятся ограничения на его счет. Далее клиент собирает документы, оправдывается и т.д.
Далее возможны 2 варианта развития событий:
1) Клиент сформировал пакет документов, объяснился, банк разблокировал счет.
2) Бывает и так, что отбиться от банкиров не удается. Банк ограничивает счет клиента и дает понять, что удачного выхода не будет.
Так было и с нашим клиентом-ИП, который, находясь за границей, не смог явиться в банк для объяснений: собранный бухгалтером пакет документов банк не удовлетворил.
Далее, скорее всего клиент решает закрыть счет и уйти из банка. Здесь важно помнить, что в договоре с банком имеется пункт "если счет закрыт по вине клиента, банку причитается до четверти остатка на счете". В работе с новым банком тоже будут подводные камни: клиент приходит с отметкой "Не прошел проверку по ФЗ-115", которая влечет череду новых вопросов.
Будьте внимательны, так вы сможете сберечь не только деньги и нервы, но и репутацию. Если у вас есть вопросы, обратитесь к специалистам нашей компании.
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.