Депутаты Госдумы ознакомились с новым законопроектом, который должен регулировать работу маркетплейсов. Таким образом правительство намерено установить определенный контроль за деятельностью этой сферы, которая до сих пор живет собственной жизнью.
Данный документ может вступить в свою официальную силу 1 марта следующего года. Он будет определять права и обязанности продавцов, покупателей, сотрудников и владельцев пунктов выдачи заказов и самих интернет-платформ. Разработчики этого закона убеждены, что нужно в максимально короткие сроки решить проблемы, способствующие монополизации этого рынка. К примеру, при принятии этого документа будет введен запрет за платный отказ от товара, в пунктах выдачи сотрудники станут обязаны проверять возраст покупателей при получении товаров определенной категории, а также под запрет попадет публикация информации о продукции, которая запрещена на территории России.
Новые правила затронут только самые значимые интернет-площадки, а именно Wildberries и Ozon. В начале этого года руководство Федеральной антимонопольной службы официально признала эти компании коллективными монополистами, которые удерживают порядка 80% отечественного рынка. Сразу после этого в Госдуме начали говорить о важности ограничения их работы. Если разработанный документ все же будет принят, то вышеуказанные агрегаторы потеряют возможность менять условия договоров или другим образом негативно влиять на положение продавцов и покупателей.
Последний раз попытку «узаконить» деятельность маркетплейсов правительство предпринимало в сентябре прошлого года. Предложенная тогда инициатива была направлена на закрепление юридического статуса данного торгового сегмента и введение соответствующей ответственности. «Новый закон нацелен на то, чтобы окончательно устранить все пробелы, замеченные изначально. Западный опыт создания маркетплейсов во многом отличается от российского, однако сейчас мы идем по пути, который уже проложил Запад. Из-за этого действующие правовые нормы не отражают текущих реалий. То, что сегодня наблюдается на этом рынке, можно смело назвать вседозволенностью. Но этого не должно быть. Необходимо отстаивать и защищать права производителей и конечных потребителей», - заявила Анна Вовк, председатель комитета по развитию инвестиционной среды при Торгово-промышленной палате Москвы.
Александр Анфиногенов, независимый аналитик, сказал по этому поводу следующее: «Все предложенные инициативы должны быть детально обдуманы, чтобы не навредить этому популярному рынку. Онлайн-торговля экономит не только время, но и денежные средства покупателей. Государство должно следить за таким комфортным способом приобретения товаров, чтобы не произошло ситуации, при которой такая торговля выйдет за рамки действующего законодательства. Но перегибать в этом вопросе не стоит».
По мнению аналитиков, введение нового законопроекта не несет в себе никаких рисков для конечных потребителей. Дело в том, что весь этот бизнес заточен именно под них. Во время распространения коронавируса многие начали весьма активно использовать маркетплейсы. Сейчас же от них никто не захочет отказаться. Поэтому правительству необходимо учесть все тонкости данной проблемы и найти правильное решение.
Компании6 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.