Влияние процесса замещения импорта и реформирование логистических систем оказывает огромное воздействие на сферу доставки продукции в крупные торговые сети. Последние десять лет оборот в розничной торговле России показывает устойчивый рост, удвоившись с 21,4 триллиона рублей в 2012 году до 47,4 триллиона в 2023, как говорит статистика Росстата. Основной вклад в этот рост вносят торговые сети. Согласно оценкам Infoline, в текущем году доля десяти ключевых игроков ретейлера на российском рынке возрастет с 38,5% до 41,9%. Продуктовый ретейл занимает примерно половину рынка (48% по итогам этого года), и прогнозы указывают на его дальнейшее увеличение. Однако, ускорение инфляции может привести к раннему достижению прогнозируемых объемов рынка до начально ожидаемых дат.
Требования к логистическим процессам в ритейле претерпевают значительные изменения, подчеркивая важность быстрой и эффективной доставки. Игроки отрасли отметили повышение интереса к доставке в дискаунтеры и магазинную доставку, что связано с расширением сетей и ограниченными складскими мощностями.
«Во-первых, заметен рост спроса на доставку в дискаунтеры (+20% 2023 прирост к 2022, +143% к 2021). Это связано с их расширением по стране и с ростом спроса конечных покупателей на такого рода торговые сети, — отмечает Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии». — Во-вторых, заметен рост спроса на магазинную доставку. Связано это с тем, что складские мощности торговых сетей иногда испытывают дефицит, и сети ориентируют поставщиков на доставку грузов сразу в магазин, а не на РЦ».
После ухода зарубежных брендов торговые сети нацелились на сотрудничество с местными производителями, что особенно заметно в сегментах строительных товаров и аксессуаров для дома. Активное импортозамещение касается практически всех видов продукции, доступной в ретейле.
Сети сталкиваются с необходимостью адаптации под инновационные условия рынка, чему способствует усиление стратегии сотрудничества с внутренним рынком. В этом контексте значительно возрастает задача оптимизации логистических процессов, с целью обеспечения своевременной и качественной доставки товаров.
Интенсификация развития логистического сегмента иллюстрируется привлечением новых поставщиков и специализированных компаний. При выборе способа доставки ключевыми факторами выступают цена, объем и срочность поставки. Отмечается рост цен на логистические услуги, влияющий на выбор партнеров для внутренней логистики сетей.
В итоге сети выбирают для себя оптимальную модель в зависимости от стратегии компании и условий на рынке. Так, СТД «Петрович» полностью оставляет логистику на своей стороне.
«Пик спроса на услугу начинается весной, когда люди едут за город и начинаются стройки, а стихает примерно в октябре-ноябре», — говорит директор транспортной логистики СТД «Петрович» Надежда Степанова.
Практика бизнеса подтверждает тренды к адаптации и оптимизации взаимодействия между сетями и поставщиками, подчеркивая значимость гибких логистических решений для обеспечения взаимовыгодного сотрудничества.
В итоге, торговые сети и поставщики стремятся к задействованию наиболее эффективных моделей работы, что охватывает полный спектр от проведения мониторинга рынка до применения автоматизированных процессов для облегчения сотрудничества и улучшения качества услуг.
Компании1 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.